План - конспект урока (открытый урок)
на тему «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)».
Учитель биологии
МБОУ «Новощедринская СОШ»
Джамалова Т.А.
Предмет: биология
Учебник: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией З.Г. Гапонюк. (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2019г.
Название раздела, темы: клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
Тема урока: «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)». 45 мин.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- сформулировать представление о строении клетки;
- развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе с микроскопом, терминами
Предметные:
• соблюдение правил работы с микроскопом;
• формирование понятия о строении клетки и ее частей.
Личностные:
• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения
• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;
•уметь реализовывать теоретические познания на практике.
Регулятивные УУД:
• Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
• умение работать индивидуально;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль
выполнять практические упражнения;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
• определение цели своего обучения;
• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения
анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:
читать текст, выполнять задания , отвечать на вопросы.
Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы
Ресурсы.
Основные:1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2013. – 160 с.
2. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5-6 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2012. – 176 с.
3. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. Пасечник В. В. И др. «Линия жизни» (1 DVD)
Дополнительные: компьютер с видеопроектором, магниты и школьная доска, презентация «Строение клетки», микроскопы, микропрепараты.
Ресурсы сети Интернет:
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
www.km.ru/education
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планированные результаты |
1. Организационный этап 2 мин 1 слайд | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе. | Подготовка тетрадей, учебников, принадлежностей. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. | Предметные:настрой обучающихсяна урок. | УУД Коммуникативные УУД: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2. Актуализация знаний учащихся 3 мин. компьютер 2 слайд | Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. Вопросы: 1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтобы составить предложение? 3. Из чего состоят слова? 4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов? Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. С помощью, каких приборов можно изучать клетки? | Предполагаемые ответы учащихся: 1. Кирпичи – это основа строительства дома 2. Слова, которые составляют основу предложений 3. Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов 4. Из клеток Увеличительных приборов | Изучить определенные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы | Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний Коммуникативные УУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися |
3. Проверка изученного материала 10 мин компьютер | Фронтальный опрос ранее изученного Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. Разгадайте ключевое слово, которое написано в кроссворде: | | м | и | к | р | о | с | к | о | п | | | | | л | у | п | а | | | | | | | з | е | р | к | а | л | о | | | в | и | н | т | | | | | | | о | б | ъ | е | к | т | и | в | | | | | | ш | т | а | т | и | в | | | | А знакомо ли вам слово КЛЕТКА? | Предполагаемые ответы: Вопросы к кроссворду: 1.Оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов. 2.Самый простой увеличительный прибор. 3. Помогает направлять свет. 4. Поднимает и опускает зрительную трубку. 5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса. 6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки. Ключевое слово «КЛЕТКА» | Изучать определенные понятия, полученные при изучении темы «увеличительные приборы» | Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний;осуществлять анализ объектов. |
4. Актуализация знаний учащихся 8 мин. | Сегодня будем говорить о клетках. Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из клеток. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок? как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке? (Строение клетки) Запишем тему в рабочую карта. Как выдумаете: Какова цель урока? | Предполагаемые ответы: -Клетка; -Строение клетки. - цель: знать строение клетки. | Исследовать сведения из истории развития знаний о клетке | Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
5. Изучение нового материала 15 мин | Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключения Вирусы. Тело растения, животного, грибы построено из клеток, словом кирпичиков. Клетка– наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов. Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро. Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31): Основные части клетки | Характеристика | Клеточная мембрана | | Оболочка | | Цитоплазма | | Ядро | | Вакуоли | | Рассмотреть под микроскоп препарат «Кожица лука», зарисовать и подписать главные части (или сделать макет из бумаги). Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной образуется две. Затем, из каждой новой, когда она растет, - еще две. Благодаря этому растет весь организм | Предполагаемые ответы: - клеточная мембрана (Ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает, форма, обмен веществ); - оболочка (Наружный скелет, форма, проницаемость); -цитоплазма (Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие); - ядро (Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в нем находятся хромосомы – наследственность, ядрышки); - вакуоли (клеточный сок – пит.вещества) | Формирование понятия о строении клетки и ее частях. | Познавательные УУД: определение понятий темы, синтез значимости каждой из частей клетки. Коммуникативные УУД: составлять элементы таблицы с помощью текста, элементы клетки из цветной бумаги; работать в паре, слушать и понимать других. |
6. Физкультминутка 2 мин. | Упражнения выполняют стоя, для мышц рук и спины. Гимнастика для глаз | Физкультминутка Через 15 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. | Выполнять упражнения для снятия усталости | Коммуникативные УУД : использовать упражнения для снятия усталости. |
7. Закрепление знаний4 мин | Вопросы для закрепления нового материала: Рассмотрим под микроскопом микропрепарат «Кожица лука» и найдем на нем главные составляющие клетки. На доске воссоздадим рисунок из составляющих клетки (цветная бумага). Проведем небольшое исследование, как поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке. Какие утверждения верны? («+» или «-») 1.Клетка – основная единица строения живых организмов 2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор 4. Живые клетки только питаются 5. Клетки одинаковы по форме и размерам 6. Организм человека состоит из клеток Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Рефлексия составить синквейн к слову «Клетка» | Предполагаемые ответы учащихся (взаимоконтроль): «+» 1,2,6 «-»3,4,5 | Рационально распределять время на уроке при выполнении практической работы. Добиваться качества при выполнении учебной деятельности | Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Коммуникативные УУД: анализировать и оценивать выполненную работу. |
8. Домашнее задание 1 мин | Консультирует и объясняет домашнее задание: П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина | | Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают домашнее задание | |
Рабочая карта урока
Тема урока____________________________________________________________________________
Вопросы к уроку:
1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
2. Что нужно, чтобы составить предложение?
3. Из чего состоят слова?
4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?
Отгадайте кроссворд
Вопросы: 1.Оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.
2.Самый простой увеличительный прибор.
3. Помогает направлять свет.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.
6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.
Ключевое слово ________________
Клетка______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Главные части клетки:___________________________________________________________________
Заполнить таблицу стр.30-31
Основные части клетки | Характеристика |
Клеточная мембрана | |
Оболочка | |
Цитоплазма | |
Ядро | |
Вакуоли | |
Вопросы для закрепления нового материала:
Какие утверждения верны? («+» или «-»)
1.Клетка – основная единица строения живых организмов
2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток
3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор
4. Живые клетки только питаются
5. Клетки одинаковы по форме и размерам
6. Организм человека состоит из клеток
«+»________________ «-»___________________
Домашнее задание: п.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина.