СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План разработан к уроку по биологии на тему "Строение клетки". Цель урока: сформулировать представление о строении клетки; развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по биологии»

План - конспект урока (открытый урок)

 

на тему «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)».

 

Учитель   биологии

МБОУ «Новощедринская СОШ»

Джамалова Т.А.

 

 

Предмет: биология

 

Учебник:  Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией З.Г. Гапонюк. (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2019г.

 

Название раздела, темы: клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

 

Тема урока:  «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)». 45 мин.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Цель урока:

- сформулировать представление о  строении клетки;

- развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление                                                                                                                        

 - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с  учебником, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки  взаимоконтроля и самоконтроля.                 

 






Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе с микроскопом, терминами

Предметные:

• соблюдение правил работы с микроскопом;

• формирование понятия о строении клетки и ее частей.

Личностные:

• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения

• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;  

•уметь реализовывать теоретические познания на практике.

 

Регулятивные УУД:

• Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

• умение работать индивидуально;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль

выполнять практические упражнения;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

• определение цели своего обучения;

• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения

анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:

 читать текст, выполнять  задания , отвечать на вопросы.

 


Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы

 

Ресурсы.

Основные:1. Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений с             прил. на электрон. носителе (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2013. – 160 с.

2. Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5-6 кл.: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2012. – 176 с.

3. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. Пасечник В. В. И др. «Линия жизни» (1 DVD)

Дополнительные:   компьютер с  видеопроектором,  магниты   и  школьная доска,   презентация «Строение клетки»,  микроскопы, микропрепараты.

 Ресурсы сети Интернет:

http://ebio.ru/

http://bio.1september.ru/urok/

www.km.ru/education

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планированные результаты

1. Организационный этап

2 мин

1 слайд

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.

Подготовка тетрадей, учебников, принадлежностей.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

 

 

Предметные:настрой обучающихсяна урок.

 

УУД

Коммуникативные УУД:

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2. Актуализация знаний учащихся

 

3 мин.

компьютер

2 слайд

 

 

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности.

Вопросы:

1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

2. Что нужно, чтобы составить предложение?

3. Из чего состоят слова?

4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Кирпичи – это основа строительства дома

2. Слова, которые составляют основу предложений

3. Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов

4. Из клеток

 

 

 

Увеличительных приборов

Изучить  определенные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы

 

 

Познавательные УУД:

ориентироваться в системе знаний

Коммуникативные УУД:

Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

 

3. Проверка  изученного материала

 

10 мин

 

компьютер

 


Фронтальный опрос ранее  изученного

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих  уроках, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке.

Разгадайте ключевое слово, которое написано в кроссворде:

 

 

м

и

к

р

о

с

к

о

п

 

 

 

 

л

у

п

а

 

 

 

 

 

 

з

е

р

к

а

л

о

 

 

в

и

н

т

 

 

 

 

 

 

о

б

ъ

е

к

т

и

в

 

 

 

 

 

ш

т

а

т

и

в

 

 

 

  А знакомо  ли вам  слово КЛЕТКА?

 

Предполагаемые ответы:                              Вопросы к кроссворду:   

1.Оптический прибор  для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

2.Самый простой увеличительный прибор.

3. Помогает направлять свет. 

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.

6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.

Ключевое слово «КЛЕТКА»   

Изучать определенные понятия, полученные при изучении темы «увеличительные приборы»

Познавательные УУД:

ориентироваться в системе знаний;осуществлять анализ объектов.

 

4.  Актуализация знаний учащихся

 

8 мин.


Сегодня будем говорить о клетках.

Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я  ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название  «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из  клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок? как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке?

(Строение клетки) Запишем тему в рабочую карта.

Как выдумаете: Какова цель урока?

Предполагаемые ответы:                              -Клетка;

-Строение клетки.

 

- цель: знать строение клетки.

Исследовать сведения из истории  развития знаний о клетке

Познавательные УУД:

ориентироваться в системе знаний.

 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

 

5. Изучение нового материала

15 мин


Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключения Вирусы. Тело растения, животного, грибы построено из клеток, словом кирпичиков.

Клетка– наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.

Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31):

Основные части клетки

Характеристика

Клеточная мембрана

 

Оболочка

 

Цитоплазма

 

Ядро

 

Вакуоли

 

Рассмотреть под микроскоп препарат «Кожица лука», зарисовать и подписать главные части (или сделать макет из бумаги).

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной образуется две. Затем, из каждой новой, когда она растет, - еще две. Благодаря этому растет весь организм

Предполагаемые ответы:

- клеточная мембрана (Ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает, форма, обмен веществ);

- оболочка (Наружный скелет, форма, проницаемость);

-цитоплазма (Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие);

- ядро (Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в  нем находятся хромосомы – наследственность, ядрышки);

- вакуоли  (клеточный сок – пит.вещества)

                            

Формирование понятия о строении клетки и ее частях.

 

Познавательные УУД:

определение понятий темы, синтез значимости каждой из частей клетки.

Коммуникативные УУД:

составлять элементы таблицы с помощью текста, элементы клетки из цветной бумаги;

работать в паре, слушать и понимать других.

 

6. Физкультминутка 

     2 мин.


Упражнения выполняют стоя, для мышц рук и  спины.

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Через 15 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. 

 Выполнять упражнения для снятия усталости

Коммуникативные УУД  :     использовать упражнения для снятия усталости.

7. Закрепление знаний4 мин


Вопросы для закрепления нового материала:

Рассмотрим под микроскопом микропрепарат «Кожица лука» и найдем на нем главные составляющие клетки. На доске воссоздадим рисунок из составляющих клетки (цветная бумага).

Проведем небольшое исследование, как поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке.

Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка – основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Рефлексия составить синквейн к слову «Клетка»

Предполагаемые ответы учащихся (взаимоконтроль):   

«+» 1,2,6

«-»3,4,5

 

Рационально распределять время на уроке при выполнении практической работы.

Добиваться качества при выполнении учебной деятельности

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД: анализировать и  оценивать выполненную работу.

8.

Домашнее задание

1 мин


Консультирует и объясняет домашнее задание: П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина

 

Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают домашнее задание

 


Рабочая карта урока

 

Тема урока____________________________________________________________________________


Вопросы к уроку:

1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

2. Что нужно, чтобы составить предложение?

3. Из чего состоят слова?

4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?

 

Отгадайте кроссворд

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

                       

 

 

  Вопросы: 1.Оптический прибор  для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

2.Самый простой увеличительный прибор.

3. Помогает направлять свет. 

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.

6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.

Ключевое слово ________________

Клетка______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Главные части клетки:___________________________________________________________________




Заполнить таблицу стр.30-31


Основные части клетки

Характеристика

Клеточная мембрана

 

 

Оболочка

 

 

Цитоплазма

 

 

Ядро

 

 

Вакуоли


  

 

Вопросы для закрепления нового материала:


Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка – основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

«+»________________       «-»___________________

 

Домашнее задание: п.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина.