Русский язык. Для совмещенных классов. 3 и 4 класс
Темы урока:
Тема и основная мысль текста. 3 класс.
Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. 4 класс.
Цели урока:
Формировать знания о тексте и основной мысли текста.
Развивать умение определять текст, выделять в нем тему и основную мысль, озаглавливать текст.
Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки с текстом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Ход урока.
I . Интегрированная часть.
Установочно-мотивационный этап.
Эмоциональный настрой:
– Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.
Оформление тетрадей.
Каллиграфическая минутка
СССССССССС сссссссс Сс Сс Сс Сс
С книгой жить – век не тужить.
Пробуждение интереса (фронтальный опрос):
Из чего состоит предложение? (из слов, группы слов)
Что называется предложением? (Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое тема? (Тема – это то, о чем говорится в тексте)
Что такое абзац? (Часть текста называется абзацем)
Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?
Изучение новой темы.
Тема сегодняшнего урока «Тема и основная мысль текста».тему текста можно обозначить заголовком. В каждом тексте есть основная мысль. Основная мысль текста – это главное, о чем хотел сказать автор. 1
Работа с текстом (по карточкам).
Определите тему и основную мысль текста.
И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать и отец, и все твои друзья – это и есть твоя Родина. А еще вот эти березки и тополя, этот утренний туман, гомон птиц – и это тоже твоя Родина.
II. Дифференцированная часть.
Организационно –деятельный этап.
3 класс.
Работа с учителем.
Упр. 682. Прочитайте. Определите, где текст, а где отдельные предложения.
Упр. 683. Определите границы предложений, спишите (самопроверка).
Самостоятельная работа.
Упр.685. Прочитайте. Определите основную мысль, озаглавьте текст, разделите его на части, спишите.
4 класс.
Самостоятельная работа.
Упр. 59. Докажите, что это текст. Определите количество абзацев в нем, озаглавьте.
Упр. 60. Прочитайте, озаглавьте текст, спишите.
Работа с учителем.
Работа по вариантам. Упр. 62. Составьте тексты на темы.
I вариант: «Дача»; II вариант: «Экскурсия в музей».
III. Интегрированная часть.
Оценочно – рефлексионный этап.
(Тестовые вопросы проецируются на интерактивную доску)
Тест. 3 класс.
Предложение состоит из группы слов,…
А) связанных по смыслу:
В) несвязанных по смыслу.
2. Текст – это
А) любые предложения, следующие одно за другим;
В) несколько предложений, связанных по смыслу. 2
3. Что такое абзац?
А) часть текста;
В) часть предложения.
4. По заглавию можно определить:
А) кто автор текста;
В) то, о чем или о ком говорится в тексте, т.е. тему текста.
Ключи к тесту: 1 – А, 2 – В, 3 – А, 4 – В.
Тест. 4 класс.
По заглавию текста можно определить:
А) сколько предложений в тексте;
В) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста.
2. По типам тексты бывают
А) разговорные;
В) повествование, описание, рассуждение.
3. Предложения в тексте объединены
А) словами;
В) темой.
4. Что такое тема текста?
А) то, о чем говорится в тексте
В) то, о чем сказано в первом предложении.
5. Подберите заголовок к тексту.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. 3
А) «Доброе дело».
В) «Мальчик Миша»
Ключи к тесту: 1 – В, 2 – В, 3 – В, 4 – А, 5 – А.
Самооценка.
3 класс |
№ | задания | Баллы, данные учителем | Баллы, набранные учеником | оценка |
1 | Фронтальный опрос | 5 | | |
2 | Работа с текстом | 3 | | |
3 | Задание №1 | 2 | | |
4 | Задание №2 | 4 | | |
5 | Задание №3 | 4 | | |
6 | Тест | 4 | | |
| Всего: | 22 | | |
Критерии оценки: 22 – 19 баллов – «5», 18 – 14 баллов – «4», 13 – 9 баллов – «3» |
| 4 класс |
№ | Задания | Баллы, данные учителем | Баллы, набранные учеником | оценка |
1 | Фронтальный опрос | 5 | | |
2 | Работа с текстом | 5 | | |
3 | Задание №1 | 3 | | |
4 | Задание №2 | 5 | | |
5 | Задание №3 | 7 | | |
6 | Тест | 5 | | |
| Всего: | 30 | | |
Критерии оценки: 30 – 25 баллов – «5», 24 – 20 баллов – «4», 19 – 15 баллов – «3» |
Домашнее задание.
3 класс: стр. 273 упр. 686. Составьте план этого текста
4 класс: стр. 28 упр. 63. Напишите рассказ о своей родине.
4