Сегодня мы работаем над повестью «Фаталист», завершающей роман «Герой нашего времени». Для того, чтобы нам организовать работу по повести, необходимо произвести инвентаризацию знаний. Давайте вспомним, что мы уже знаем о характере Печорине по другим главам? (Выступление групп – по главам, заранее распределенным для домашней подготовки) Итак, многое в характере Печорина нам уже стало понятным. Нам нужно выяснить, каким же предстанет пред нами главный герой в этой новелле. Чтобы определить круг проблем и назвать тему урока, обратимся к видеофильму. (1 часть притчи, без финала!) Почему урок начался с этой притчи? Как он связан с предстоящей работой по этой повести? (Подтвердите цитатой из текста) Какие вопросы будут в центре нашего внимания? Существует ли предопределение? Можно ли изменить судьбу? Кто ее создает? Можно ли бороться с судьбой? -А какие это вопросы?(философские) -Какое место повесть занимает в романе?(Финал, эпилог) А какие слова Печорина точнее всего определяют его раздумья о собственном предназначении? Итак, тема урока - , эпиграф, отражающий тему – проблема СЛАЙД Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный Для работы над обозначенными проблемами необходимо вспомнить содержание повести. Произведем реконструкцию событий. Работа в группах с перепутанным текстом Действительно, проблемы очень важные. Об этом спорили, говорили, рассуждали во все времена и во все века.. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос? Что лучше? Сносить ли от неистовой судьбы Удары стрел и камней, - или смело Вооружиться против моря зла…» «Гамлет». В. Шекспир И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. (А. Пушкин) А в наши дни задумываются ли люди о судьбе? Есть ли определенность в этом вопросе? Специально для нашего урока девушки провели соцопрос. (Слово исследователям.) Как видим, и в наши дни проблема остается открытой. Проблема судьбы поднимается в романе постоянно, на протяжении всех повестей. Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Она демонстрирует новый угол зрения главного героя: переход к философскому обобщению проблем, занимающих ум и сердце Печорина. Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? 1.В чем художественная и сюжетная особенность этой повести? В этой главе у Печорина нет ни друзей, ни врагов…Ему не до любви. Хорошенькая дочка урядника Настя не привлекает его внимания… Печорин освобожден от конкретных привязанностей, действие происходит на «левом фланге», на границе жизни и смерти. Свидетелями каких трех событий мы становимся? ( первое - пари у Вулича, второе – смерть Вулича, третье- испытание судьбы Печориным) Но значение повести не исчепывается только этими тремя событиями. Назовите проблемную триаду повести. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы перед читателем. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующий такой вопрос. Найдите эти слова. («И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля. Рассудок? Почему мы должны давать отчет о наших поступках?») В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. В чем суть пари Печорина и Вулича? К/Ф Как меняется отношение к предопределению у Печорина на протяжении повести? Чем похожи Вулич и Печорин? Давайте раскроем некоторые концептуальные вопросы повести (работа по методу «Карусель») В чем суть спора Вулича и Печорина? Что при всех расхождениях взглядов сближает героев? Как относится Печорин к пари? Поверил ли Печорин в судьбу после смерти Вулича ? Как решил Печорин испытать судьбу? Как можно оценить его поступок? Верит ли в судьбу Максим Максимыч? Так кто же фаталист в повести? (Судьба поколений.) Печорин впервые совершает мужественный поступок . Он жертвует собой ради других, его поздравляют офицеры. Лермонтов высвобождает из-под коры его холодного иронического равнодушия огненную энергию дерзания, игры с жизнью и смертью, восстания против судьбы. ЕСЛИ УСПЕВАЕМ: просмотр 1 части фильма «Герой нашего времени» Просмотр 2 части притчи. «В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать». (Л. Толстой) (учащиеся должны вставить это слово в текст) Вывод: Так кто же фаталист? Вулич, Печорин, Максим Максимыч? Или Лермонтов? (Вероятно, каждый по-своему. Но фатализм Печорина (и Лермонтова) не тот, который укладывается в формулу: «своей судьбы не минуешь». У этого фатализма формула иная: «Не покорюсь!» Он не делает человека рабом судьбы, а прибавляет ему решимости.) |