СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства.»»

8 класс

Тема урока: Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Цели:

на основе изучения изменений в повседневной жизни русского человека в эпоху Петра I подвести учащихся к пониманию причин этих кардинальных перемен ,их содержания и оценке.

Планируемые результаты:

Личностные:

-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

-формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание.

Регулятивные :

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные:

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, визуальную информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);

-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;

-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, беседа, сообщение), а также в виде творческих работ (презентация).

Коммуникативные :

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической форм речи;

-устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами

группы для принятия совместных решений.

Предметные результаты:

-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

-давать оценку событиям и личностям отечественной истории ;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

-объяснять причины и следствия событий и процессов отечественной истории.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, презентация.

Основные понятия: Повседневная жизнь, быт, дворянская культура, ассамблея

Ход урока

  1. Орг. момент.

Добрый день, здравствуйте, ребята

Я рада приветствовать Вас, ребята, в вашем классе.

Есть классы разные у вас.

Но ваш, поведали мне, самый классный класс.

Примерные, инициативные, разумные,

активные, мудрые, интересные

Я, Вам желаю проявить сегодня на уроке, все свои самые лучшие качества.

  1. Актуализация.

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

Вопрос Как вы думаете о ком говорил В.О. Ключевский ?

Ребята, сегодня на урок я принесла вам некоторые вещи обихода, как вы думаете, чем служат нам эти предметы, где мы их используем? Ответы учащихся ( В повседневной жизни)

О чем же мы будем говорить с вами на уроке?

Учитель: Как вы понимаете слова повседневная жизнь? (ответы обучающихся).

Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? (предположение учащихся)

Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? (предположение учащихся).

  1. "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества.

3. Целепологание:

Учитель:Ребята, какова цель урока? (Дать представление об изменениях в сознании и образе жизни высшего общества при Петре I, в быту и традициях русского народа).

• исследовать преобразования в повседневной жизни русского человека в эпоху Петра I

• выявить влияние петровских начинаний на россиян XVIII века и наших современников

• создать проект схемы «Новшества дворянского быта»

Теперь нам нужно составить небольшой план нашего урока



4. Мотивация: -Назовите, пожалуйста, ваши любимые праздники. Знаете ли вы, что Новый год напрямую связан с деятельностью Петра Алексеевича?

5.Изучение нового материала:

1. Ребята посмотрите на слайд (6) Чьи изображения вы видите? Почему они одеты по – разному?

Большое влияние оказала европейская мода на изменение в одежде придворных и русской аристократии. Аристократы– это представители знатных родовитых фамилий. Богатые дворяне и аристократы имели огромный гардероб.

2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?

Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».

Учитель: Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.

В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.

Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше?

Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты.

3. Работа с документом.

1. Вам предоставляется документы, пожалуйста изучите их, и составьте

1 группа: Изучите пожалуйста дворянскую кухню, какие изменения произошли в традиционной русской кухне и составьте меню для обеда.

2 группа: Изучите пожалуйста документ о появлении Ассамблей и составьте памятку поведения на Ассамблеях; Ассамблея – это форма публичного общения, включавшая танцы, игры, беседы, еду и напитки.

3 группа: Изучите, пожалуйста, документ о новшествах в одежде, и составьте журнал « Мода в петровскую эпоху»

2. Ребята, представьте , пожалуйста результаты своей работы.

3. Итак, вспомните, пожалуйста проблему, которую мы обозначили в начале урока Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.




  1. Подведение итогов. Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип поевропейски образованного интеллигентного
    человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.

Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

  1. Рефлексия .

Ребята, перед вами вопросы теста, пожалуйста, ответьте на них, проверьте работы друг друга.

  1. Домашнее задание:

По выбору:

*Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи».

















































































Дворянская кухня

В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую кухню знать старалась лишь дома, без лишних посторонних глаз. С официальных приёмов исчезли щи, похлёбки, вместо них теперь подавали супы, бульоны. Вместо любимых русских пирожков теперь подавались пироги из слоённого текста. На обед могли подавать десять видов различных супов, куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам – красное, а к рыбным – белое вино. Горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты. Салаты, фаршированные козлята и поросята под соусами, копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. Чай и кофе, конфеты и торты, экзотические фрукты. Застолья обычно длились по 4-5 часов. Пока собирались гости, пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд.




























































Петровские ассамблеи
Они были предназначены для приобщения людей к новым формам досуга. Царь не только знал о существовании таких форм общения, как ассамблеи, но и сам бывал на них за границей. Регулярно ассамблеи в России стали проводиться с 1718 года. Летом они проводились в Летнем саду и отличались большим разнообразием, а зимой – в домах у сановников. Вот как характеризовал ассамблеи историк В. Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению». Подробнее о целях ассамблей пишет А. Башуцкий: «Царь желал дать большое развитие общественным увеселениям жителей и приступить к делу, важному в нравственном отношении к учреждению тех собраний, которые под названием ассамблей служили Петру Великому приятным отдохновением от трудов государственного управления и в которых он совершал не менее тяжкий труд, приучая подданных своих к общественности и смягчая их вкусы и привычки. Пересоздав уже многое, Петр чувствовал, что ему предстояло еще сблизить дворян, разделенных предрассудками, поселить в них любовь к удовольствиям благородным, о которых в России мало имели тогда понятия, и совершенно изменить отношения, издавна существовавшие между обоими полами».
Ассамблеи были частью культурной реформы Петра I и имели целью: объединение и сплочение реформаторов, помимо рабочего времени, и в период досуга; школу жизни по европейскому типу; внедрение новых форм досуга, которые еще не были приняты в России; создание некоего клуба, где обсуждались бы современные события и формировалось общественное мнение; формирование в людях умения самостоятельного мышления, в том числе и в государственных делах, а также инициативности, способности свободно излагать свои мысли; обучение навыкам общения; установление социальных контактов между людьми.








































Новшества в одежде
В декабре 1701 г. вышел новый указ императора «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел». Пётр I приказал носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов. В 1705 г. был обнародован указ «О бритье бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское — по праздникам.

С 1701 г. по 1724 г. было издано 17 различных указов, регламентирующих правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана, камзола и штанов. Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах, с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застёгнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле, всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколенные штаны носили короткие, за колено, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца.

Данный костюм во многом отличался от традиционной русской мужской одежды, кафтана с длинными рукавами, длинного платья из бархата, сверху донизу застёгнутого на множество пуговиц, шубы и меховой шапки с высокой тульей и бархатным верхом.

Реформа затронула и женский костюм. Тяжёлые сарафаны, скрывающие формы тела, закрытые рубахи отошли на задний план. Согласно новой моде женщины должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья — робы с сильно затянутым в талии корсажем, с рукавами до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.





По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.


По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.


Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.


Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.