СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить изученный материал и обобщить представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи

Обучающие: обобщить теоретический материал об имени прилагательном; дать условия для проявления познавательной активности учащихся; показать на примерах художественных текстов функции прилагательных в речи.

Развивающие:  развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;  вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;  развивать речевые навыки учащихся.

Воспитательные:  помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к языку; совершенствовать культуру речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи.»

План-конспект урока русского языка 6 класс

Тема. Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи.

Цели: повторить изученный материал и обобщить представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи

Обучающие: обобщить теоретический материал об имени прилагательном; дать условия для проявления познавательной активности учащихся; показать на примерах художественных текстов функции прилагательных в речи.

Развивающие: развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ; вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу; развивать речевые навыки учащихся.

Воспитательные: помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к языку; совершенствовать культуру речи учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: интегрированный урок-практикум.

Оборудование урока: раздаточный материал; рисунки учащихся; высказывания о языке, написанные на доске; выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока:

1. Организационный момент. (3 мин.)

Вот мы с вами и закончили изучение темы «Имя прилагательное». На уроках изучали эту тему, знакомились с орфограммами, с ролью прилагательных в речи, учились использовать прилагательные в речи. Тема урока написана на доске. Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей).

-Да, сегодня мы должны обобщить наши знания по данной теме.

Задача нашего урока - на примере произведений А.С. Пушкина увидеть, как ищет самое нужное, самое точное слово писатель, создавая свои произведения. Прочитаем эпиграф к нашему уроку: «до Пушкина … ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты». Н.Г. Чернышевский.

II. Систематизация знаний и умений (35 мин.)

1. Запишем слова А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен».

2. Приём «Дерево предсказаний». Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?

- В чём смысл этого предложения?

- Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили, что они есть?

- К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении прилагательные?

- Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения.

- Какова обычная функция прилагательных?

- А необычная? (прилагательные, получая дополнительное значение, становятся эпитетами).

Запишем в тетради: Эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

- Какие прилагательные встретились нам в предложении? Определите степени сравнения? Что мы о них знаем?

З. Запись под диктовку: (запись строк из стихотворения А.С. Пушкина)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Запись на доске:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами,

Лежит, как саван, белый снег.

4. Рубрика «Почему?»:

- Почему великий поэт заменяет прилагательное необозримыми прилагательным великолепными?

- Почему снимает сравнение «как саван»? В Толковом словаре даётся такое толкование слова: Саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников. Снежный саван (перен.) о белизне снега, о широком снежном пространстве.

(Стихотворение звучало слишком угрюмо, а Пушкин хотел показать радостную картину зимнего утра.)

- Подберите к слову великолепный синонимы, может снег быть великолепным?

5. “Что важно для меня?” Проверка д/з:

«Словарь эпитетов русского литературного языка» К. Горбачевича и Е. Хабло даёт к слову снег более 100 эпитетов: роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный.

- Давайте посмотрим, какие прилагательные использовали вы в домашних мини-сагах о снеге (чтение работ учащихся).

- Значит, снег может быть разным: белым, мягким, пушистым, серебристым, колючим, голубым, весёлым и печальным. Используя имена прилагательные, как определения и прилагательные-эпитеты, мы делаем нашу речь яркой, красивой, богатой и выразительной.

6. А. С. Пушкин в своих произведениях очень часто описывал снег, давайте посмотрим, какие определения-прилагательные употребляет он.

Чтение отрывков

Отрывок 1.

Татьяна (русская душою,

сама не зная почему)

С её холодною красою,

Любила русскую зиму.

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

- Как вы думаете, почему «розовых снегов»? Является ли прилагательное эпитетом? Почему?

Отрывок 2:

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

- Каким показан снег в этом стихотворении?

- А может ли снег быть печальным?

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

- Почему снег печальный?

- Почему друг бесценный? Что может быть ещё бесценным? (история создания стихотворения «И.И Пущину». В 1826 г. отправлено к нему на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине... ». Стихотворение воссоздаёт события 11 января 1825 г. Михайловское посетил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Представьте себе состояние друзей?)

- Назовите антоним к слову печальный (весёлый).

- А есть ли у Пушкина весёлый снег?

Прочитайте следующие строчки:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

- Сколько картин-зарисовок даёт нам поэт?

- Почему же Пушкин, рассказывая о зиме, говорит о красных лапах гуся?

(Всё ярко, всё бело кругом)

- Вот видите, ребята, сколько прилагательных использует поэт, для того, чтобы изобразить снег?

8. «Верно - неверно».

А теперь попробуем найти имена прилагательные, которые выступают в роли эпитетов. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните прилагательные, употреблённые в переносном значении.

На свеж.... воздухе, в дремуч.. .лесу, по горяч.... следу, у могуч... дуба, в чуж... доме, к молод.... дубу, от ласков.... лучей, зимн... утро, нежн... пушист.... инеем.

- Какой алгоритм вы применяли, выполняя это задание?

9. Минутка релаксации.

- Давайте послушаем сказку, в которой говорится, почему прилагательное всегда согласуется с именем существительным. Чтение сказки. Рассматривание рисунков учащихся.

- Смогли ли вы передать образ прилагательного в своих домашних работах?

10. Творческая работа.

- Теперь каждый ряд объединяется в группы. Вы должны угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте (текст без прилагательных записан на доске).

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около фонарей и тонким мягким пластом ложится на мокрые крыши, спины, плечи, шапки.

А.П. Чехов.

Наблюдения над ролью прилагательных в речи.

Приём «Толстые и тонкие вопросы». (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые?

Тонкие?

С какой целью … (в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что … (прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем … (прилагательные нужны в речи)?

Можно ли … (обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы.

Проверка работ, учащиеся сверяют свои работы с авторским текстом.

11. Игра «А как у Пушкина?» Творческий диктант.

Мороз и солнце; день _________

Ещё ты дремлешь, друг _______ («Зимнее утро»)

Буря мглою небо кроет,

Вихри_______ крутя. («Зимний вечер»)

Сижу за решёткой в темнице____

Вскормлённый в неволе орёл____ («Узник»)

Подруга дней моих_________

Голубка__________ моя. («Няне»)

Сквозь ___________туманы

Пробирается луна,

На __________поляны

Льёт печально свет она. («Зимняя дорога»)

III. Итог урока. (7 мин.)

- Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, что вам было интересно, ведь поэзия А.С. Пушкина никого не может оставить равнодушным. И закончить урок я хотела бы отрывком из произведения К.Г. Паустовского «Золотая роза»:

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда - это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин. Эти строки - не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина, в них ещё всё волшебство русской речи.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык,- поистине великий и счастливый народ.

12. Домашнее задание (интегрированное)

С.Я. Маршак сказал: «Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно». Согласны ли вы с Маршаком?

1. Проведите исследование и напишите творческую работу.

2. Приведите примеры сказок А.С. Пушкина, которые подтверждают ваши мысли.

Сказка об имени прилагательном.

Однажды Имена Прилагательные с неразлучными друзьями Родами, Числами и Падежами отправились в путешествие по своей замечательной стране Морфологии. Было лето. Кругом все цвело и пело. К вечеру друзья поднялись на высокую гору и увидели замок, построенный в строгом стиле из белого и чёрного мрамора.

- Что за хозяева у этого замка?- спросили друг у друга удивлённые друзья. Тут весёлые и нарядные Прилагательные вспомнили, что где-то здесь живут королева Имя Существительное и его величество Глагол.

Путешественники постучались в ворота. Нужно было где-то заночевать. Стражники замка Держи и Хватай отперли тяжёлые ворота и впустили гостей.

В это время Существительное и Глагол сидели в тронном зале у камина. Сюда позвали и гостей. Друзья вошли в зал, где все говорило о строгих вкусах хозяев. Весёлые Прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказывали о своём красивом королевстве, о том, какие у них ласковые и весёлые друзья.

После ужина гостей разместили по спальням. Королева же попросила, чтобы Глагол остался – нужно поговорить.

- Как-то скучно мы живём, никуда не выезжаем, ни с кем не поддерживаем дружеских связей. Ты привык только приказывать, а я лишь называю предметы. И так много лет подряд. Нас уважают соседи, понимая, что без нас стране Русского языка не обойтись, но и побаиваются. Детей у нас нет. Давай удочерим Прилагательное, оно такое красивое и весёлое!- грустно говорило Существительное.

Наутро, когда свежие и румяные гости шумно рассаживались за чаем, Существительное предложило Прилагательному поселиться вместе. После чая все пошли в сад. Прилагательное тут же принялось за свою любимую работу. Оно не могло не делать вокруг себя все красочным и ярким. Это было доброе Прилагательное.

Теперь уже цвели не просто розы, а прекрасные чайные розы, покрытые капельками прозрачной росы. Не просто дорога бежала, а широкая, покрытая жёлтым песком дорога бежала среди вечнозелёных растений.

Замок преобразился. Весёлые птицы с ярким оперением щебетали кругом. Голубое небо стало ещё выше, легко дышалось.

Счастливые друзья решили больше не разлучаться.

С тех пор имена Существительные и Прилагательные дружно живут и работают в стране Морфологии. Прилагательное согласуется с именем Существительным в роде, числе и падеже. Можете себе представить, какая это дружба! Существительное старше, поэтому Прилагательное во всем соглашается с ним и не жалеет об этом.