Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Слово учителя. Мы закончили изучать раздел «Фразеология» Давайте посмотрим, насколько хорошо мы его усвоили. Работаем в паре. | Диалог с учителем. | Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: учиться работать по предложенному плану Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников |
II.Целеполагание | На доске мы видим карточки с информацией. Каждая пара должна выбрать карточку и определить тему информации, сформулировать её. - Сегодня мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами . Ответим на вопросы: 1) Вспомним, что является предметом изучения раздела «Фразеология»? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.) 2) Каковы отличительные признаки фразеологизмов? (Неизменная структура; единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.) 3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.) 4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи). 5) В каком словаре собраны все фразеологизмы? («Школьный фразеологический словарь русского языка»). - Сформулируйте урока. Что именно мы будем повторять на уроке? («Фразеологизмы») | Излагают свою точку зрения, обосновывают свою точку зрения. Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации. Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания на этом этапе урока. | Личностные: готовность к учебной деятельности. Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: чтение с целью извлечения нужной информации; выводы. |
III. Актуализация опорных знаний. IV.Физкультминутка | Устный опрос. - Как возникают фразеологизмы. Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей с обычаями наших предков: как с гуся вода. Многие возникли из пословиц: собаку съел, медвежья услуга, как белка в колесе. Много фразеологизмов пришло к нам из библии: манна небесная, Фома неверующий и т.д.) 3.Сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией. - Выполняем команды, которые сфрмулированы только с помощью фразеологизмов. -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. - Бьем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь - руки в брюки. -- Держим нос по ветру Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше занятие. | | Личностные: Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация. Познавательные: формулирование определений языковых понятий. |
V. Повторение и обобщение пройденного материала. | - Ребята, посмотрите на картинки, какой фразеологизм подходит под эту картинку, объясните значение этого фразеологизма: как кошка с собакой – в постоянной ссоре; спустя рукава – небрежно, кое-как; как курица лапой – небрежный почерк; море по колено – ничего не страшно; как с гуся вода – все нипочем, безразлично; волчий аппетит – очень сильный аппетит; носом к носу – близко столкнуться; сесть в калошу – попасть впросак, опозориться; водить за нос – обманывать. | Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов, отработка навыков составления фразеологизмов. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
2. Фразеологизмы | Синонимы | Кот наплакал | мало | Сидеть сложа руки | бездельничать | Рукой падать | близко | Повесить голову | грустить | Зарубить на носу | запомнить | Кожа да кости | худой | | Работа с таблицей |
3.Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет): Глеб у доски повесил … Краснеет до корней … Он в этот час, как говорится, готов сквозь … О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра? | Выполняют работу с последующей самопроверкой |
4.Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение. На ухо наступил …; покупать … в мешке; смотрит как … на новые ворота; биться как … об лед. | Отвечают на проблемный вопрос. |
| 5. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят … о кротком, безобидном человеке; о чувстве большой неловкости, стыда; о человеке, который пришел не вовремя, некстати; о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении. (Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы). 6. - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой. | Самостоятельный поиск решения вопроса. Выступление учащихся. (Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С. Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался – И.А. Крылову.) | |
VI.Рефлексия. Итог урока. | Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? - Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”? - Чему научились? - Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения? - Что особенно сегодня понравилось? Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? Оцените результаты своей работы на уроке. | Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Умение осуществлять самоконтроль. |
VII. Домашнее задание | Сочинить сказку о фразеологизмах. | | |