СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы «Имя числительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы «Имя числительное»»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: Повторение темы «Имя числительное»

Целисоздать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи: Задачи урока:

-правильно произносить и писать числительные;

-грамотно использовать числительные в своей речи

-повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;

-

Ход урока

I.Организационный момент.

 

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. На протяжении 12 уроков мы изучали очень интересную часть речи и многое про неё узнали. Пришло время вспомнить все, что мы о ней знаем. Думаю. Вы догадались, какова тема нашего урока. Кто назовет тему нашего урока? какие задачи мы поставим? Даю вам подсказки( слайд)

-Откройте тетради, запишите число, вид работы.

-Наш урок будет состоять из нескольких этапов, на каждом из них вам нужно будет выполнить предложенное задание. Оценивать будете себя сами,у каждого из вас есть лист оценивания,.на нем уже указаны этапы, вам нужно будет вносить оценки.

Повторение изученного материала.

Первое наше этап «Теоретический»- № 1.(коллективная работа)

-Ребята,).Давайте докажем, что мы опытные и знающие.

(На доске прикреплён листочки с заданием .Дети подходят, отрывают листок и отвечают на поставленные вопросы)

1вопрос .

Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .(Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой?)

2 вопрос

Какие числительные называются простыми, какие – составными, какие -сложными? Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные, числительные, которые состоят из двух корней-сложными)

3 вопрос. 

В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? 

( от 5-20, 30 – на конце, от 50-80, 500-900- после первого корня.)

4 вопрос.

Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.

целые числа - пять, десять, дробные -две третьих, собирательные- трое.

5 вопрос

Что обозначают порядковые числительные

(порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).

6 вопрос. 

С чем сочетаются собирательные числительные?

 ( С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.)

7 вопрос.

 Как склоняются дробные числительные? 

( 1-я часть как числительное, обозначающее целое число, вторая - как прилагательное во множественном числе: к трём пятым, с тремя пятыми)

8 вопрос.

В чём особенности склонения числительных 40, 90, 100?

9 вопрос.

Как отличить имена числительные от других частей речи,имеющих числовое значение?

10 вопрос.

Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба(обе)?

11 вопрос.

В чём особенности склонения числительных полтора, полтораста?


Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели этот этап «Теоретическая».


!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ставим оценку себе за это задание

Теперь нас ждёт следующее испытание на

Этапе «Склонение числительных»-№ 2(3 мин.)

( Задание раздаю на листочках по рядам, по одному человеку с ряда комментируют правильные ответы)


Поставьте числительные в указанных падежах.

1 ряд 2 ряд

464 ( р., тв) (в виде количественного) 757 (р., пр) (колич.)

Р.п. четырёхсот шестидесяти четырёх Р.п. семисот семидесяти семи

Т.п. четырьмястами шестидесятью четырьмя П.п. семистах семидесяти семи


98 (д.,тв) (в виде порядкового) 557 (д., пр) (в виде поряд.)


3 ряд

565 (р.,тв) (в виде количественного.)

Р.п. пятисот шестидесяти пяти

Т.п. пятььюстами шестидесятью пятью


120 (тв., п.п) (в виде порядкового.)



Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие.


!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ставим оценку себе за это задание (3 человека)

Теперь нас ждёт препятствие, которое мы должны преодолеть . Это этап синтаксический

Станция « Синтаксическая»-№ 3»

Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения.(1 человек работает у доски, остальные в тетради)

1.Два да двачетыре.

2. Сорока шести ученикам школы вручили грамоты.

3. Седьмая кандидатка понравилась всем членам жюри.

4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа.

Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными членами предложения)


Самопроверка!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ставим оценку себе за это задание

- Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём.


Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.

Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся? ( количественные)


Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно дружить с морфологией. Сделать это будет непросто, но мы должны постараться.

Этап « Морфологический»-№ 4 (взаимопроверка)(4мин)

Все ли слова , имеющие числовое значение, являются именами числительными?  Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи: существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, записывая начальную букву в строчку через запятую.

1.«Пятерка» за ответ, 2.пять товарищей, 3.пятиместная палатка, 4.упятерить усилия, 5.пятый по списку, 6.пять деревьев, 7.пятилетний сын, 8.новенький пятак, 9.стал пятиклассником, 10.громадная пятерня, 11.пять секунд, 12.пятый день, 13.пятиэтажный дом.

!!!!!!!!!!!!!!Взаимопроверка (слайд)

0 ошибок - «5» -1 б

1-2 ошибки – « 4» -

3-4 ошибки – « 3» -0.5б.

Более 4 ошибок – «2» -

Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову).


Следующий этап называется « Сообразительный»-

В гостях у собирательных числительных»

Запишите, употребляя, где это возможно, собирательные числительные.

Вставьте вместо точек числительные ОБА-ОБЕ в нужном падеже. Запишите. Слайд!!!!!



!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Кто желает проверить ? Самопроверка

1. 2 (мужчина);

2. 3 (колхозница);

3. 5 (котёнок);

4. 4 (щипцы);

5. 6 (ребят);


1. На … стенах висели стенды.

2. Держись … руками.

3.У … ребят отличные оценки.

4. Хорошие отношения установились между … странами.

5. С … сторон нависали густые кроны деревьев.

 

Ответы:

  1. 2 (мужчина); двое

  1. 3 (колхозница); три

  1. 5 (котёнок); пятеро

  1. 4 (щипцы);четверо

  2. 6 (ребят); шестеро

  1. На обеих стенах висели стенды.

  1. Держись обеими руками.

  1. У обоих ребят отличные оценки.

  1. Хорошие отношения установились между обеими странами.

  2. С обеих сторон нависали густые кроны деревьев.

 

Выводы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

А мы продолжаем дальше и впереди у нас этап орфографический. Внимание на слайд!!!1

Проверьте и оцените свои знания!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор».

- Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Читаем по цепочке по одному предложению, вы должны прочитать его правильно.

1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров.

2.Брат вернулся около 12 часов.

3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров.

4. Жизнь щуки измеряется 70-80 годами, белуги – 100, сома – 60, угря – 55, золотой рыбки – 33 годами. 5.В походе было более 300 школьников.

6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой.

7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.

8.В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей.

9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893 года.

10.Длина этого участка около 567 метров.

11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года.

12.Длина года составляет не 365 дней и 6 часов, а 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд.



Выводы!!!!!!

«Исправь ошибки!»(дополнительно) СЛАЙД!!!!!!!!!!

Отредактируйте предложения и запишите.


  1. В книге около девяносто страниц.

  1. В городе более девятьсот школ.

  1. Трое школьниц направлены на олимпиаду.

  1. Сосны живут около триста – четыреста лет.

 

Ответы:

  1. В книге около девяноста страниц.

  1. В городе более девятисот школ.

  1. Три школьницы направлены на олимпиаду.

  1. Сосны живут около трехсот – четырехсот лет.



- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по теме имя числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.



Подсчет результатов на оценочном листе

V.Этап подведения итогов учебного занятия

!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Рефлексия (СЛАЙД)



Подсчет результатов на оценочном листе, выявление победителя, самого грамотного, справившегося со всеми заданиями игры – путешествия по теме «Имя числительное».

Итог.

- Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением.