1. Впиши пропущенные понятия к определениям.
Архаизмы, жаргонизмы, исконно русские слова, профессионализмы, историзмы, фразеологизмы, высокая лексика, заимствованные слова, диалектизмы.
_____________________________________________ – слова, которые возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков. Баба-яга. Сосуд.
_____________________________________________ – слова, которые пришли в русский язык из других языков. Баскетбол (англ.). Пальто (фр.).
____________________________________ – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке. Очи – глаза. Выя – шея.
___________________________________ – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений. Фельдъегерь. Веретено.
______________________________ – территориально ограниченные слова. Бурак. Векша.
___________________________________ – слова, употребляемые представителями одной профессии, сферы деятельности. Верстак. Карбюратор.
___________________________________ – слова, употребляемые представителями социальных групп, объединённых по возрасту, профессии, принадлежности к общественному классу.
____________________________________ – стилистически окрашенная лексика, которая употребляется в ораторской, художественно-поэтической речи. Стезя. Верноподданный.
____________________________________ – устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл. Как с гуся вода. Курам на смех.
2. Зачеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Критерии выбора: слово заимствованное или собственно русское; является архаизмом или историзмом; значение фразеологизма. При необходимости воспользуйтесь словарём.
Тетрадь, сандалии, башмак, незабудка
Чадо, ланиты, воевода, десница
Куры не клюют, с гулькин нос, хоть завались, сорок сороков
3. Определите, к какой лексической группе относятся слова, установите соответствия. В случае необходимости обращайтесь к словарям.
1. Чирики, катанки, черногуз А. диалектизмы
2. Теннис, пиджак, кока-кола Б. исконно русские
3. Жандарм, ротмистр, урядник В. заимствованные слова
4. Щавель, иней, ротозей Г. историзмы
4. Распределите слова на две группы: 1) стилистически нейтральные, 2) стилистически окрашенные
стилистически нейтральные | стилистически окрашенные |
| |
Шея, перчатка, глупец, лентяй, умный, малец, дерзновенный, лодырь, размазня, страж, малюсенький, башковитый.
5. Прочитайте текст. Найдите в нём слова сниженного употребления. Подчеркните их.
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону. Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. (М. Зощенко)
6. Найдите и подчеркните в предложениях фразеологизмы.
Сегодня и познакомь его с этим Журавлёвым. Чего тянуть кота за хвост?
Вас ценят, вам доверяют, но всё равно вы белая ворона.
Вошёл старик. Ни зги не видно. Врач в темноте посуду какую-то разбил.
Наш самый драгоценный капитал – кадры, люди, их и беречь надо как зеницу ока.
7. Замените заимствованные слова русскими синонимами. Запишите их.
Антракт – ____________________________
Хобби – ______________________________
Круиз – ______________________________
Шоссе – ______________________________
Волонтёр – ___________________________
Паркинг –_____________________________
8. Определите, к активной или пассивной лексике относятся слова.
Зипун
Вечер
Костёр
Светлый
Ланиты
Чело
Офлайн
Ситком
9. Распределите заимствованные слова на две группы. В случае необходимости обращайтесь к словарям.
Грецизмы (заимствования из греческого языка) | Англицизмы (заимствования из английского языка) |
| |
Алексей, Евгений, Елена, зоология, ипподром, кардиология, микроскоп, монолог, Филипп, бифштекс, джаз, джемпер, пуловер, футбол, хоккей.
10. Прочитайте текст. Найдите в нём профессиональные слова и термины, подчеркните их.
Динозавры относятся к пресмыкающимся, или рептилиям. Само название «пресмыкающиеся» происходит от особенности передвижения животных.
11. Найдите ошибки в лексическом анализе выделенного слова. Зачеркните и исправьте ошибочные характеристики.
На блюдечках – веер сыра, веер докторской колбасы, колёсики лимона – будто разломали маленький жёлтый велосипед… (Т. Толстая)
Колёсико – колесо (уменьшит.).
Многозначное слово.
Прямое значение.
Синонимов, антонимов, омонимов нет.
Исконно русское.
Общеупотребительное.
Нейтральное.
Пассивное употребление.
Фразеологизмов нет.
По горизонтали:
1. Раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
2. Слово, вышедшее из употребления вместе с предметом или явлением.
5. Тождественное или близкое по значению слово.
10. Слово, совпавшее с другим по звучанию и написанию, но не по значению.
По вертикали:
3. Слово противоположного значения.
4. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
6. Слово, территориально ограниченное в употреблении.
7. Устаревшее слово, у которого есть современный синоним.
8. Способность слова употребляться совместно с другим словом – это лексическая … .
9. Слово, свойственное речи людей определённой профессии.
ОТВЕТЫ
Зачеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Критерии выбора: слово заимствованное или собственно русское; является архаизмом или историзмом; значение фразеологизма. При необходимости воспользуйтесь словарём.
Тетрадь, сандалии, башмак, незабудка
Чадо, ланиты, воевода, десница
Куры не клюют, с гулькин нос, хоть завались, сорок сороков
А
нтракт – перерыв
Хобби – увлечение
Круиз – путешествие
Шоссе – дорога
Волонтёр – доброволец
Паркинг – стоянка
Определите, к активной или пассивной лексике относятся слова.
Зипун пассивная
Вечер активная
Костёр активная
Светлый активная
Ланиты пассивная
Чело пассивная
Офлайн пассивная
Ситком пассивная