В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие международного общения, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований - знание иностранного языка. Владение иностранным языком - это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам. Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Это возможно сделать, используя новые педагогические подходы и технологии в современной общеобразовательной школе. В частности, это позволяет сделать Интернет, который создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческий материал, необходимую литературу и т.д.
Применяемые технологии на уроках иностранного языка
1. Метод проектов. При изучении иностранных языков значимые результаты даёт метод проектов. Метод проектов - это технология, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Популярность метода проектов в том, что проектное задание связывает процесс овладения знаниями с реальным использованием этого знания. Комплексный характер проектной работы дает возможность выстраивать единую картину мира, при этом ориентация на создание проекта становится значимым. Обучение при этом становится процессом самостоятельного овладения системой учебно-познавательной деятельности. Идея данной технологии - это взаимодействие учащихся в группе в ходе учебного процесса, взаимное обучение, при котором они берут на себя ответственность за решение заданий, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. При фронтальном или индивидуальном обучении учащийся отвечает только за себя. Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» как актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее, происходит и интеллектуальное, и нравственное развитие. У учащегося вырабатывается потребность отвечать за себя и за всю группу, Создаются условия для развития деловой активности ученика. В самой работе по изучению английского языка метод проектов используется на различных уровнях обучения, дополняя другие технологии и методы. По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяются следующие виды проектов области изучения английского языка: Конструктивно-практические проекты- Construction and Practical Projects, например, коллапс, дневник наблюдений, придумывание игры и её описание. Игровые - ролевые проекты- Role and Games Projects, например, разыгрывание игры, сказки (Красная Шапочка 5Б класс, участники Вавилина Анастасия, Воронин Александр, Ермолаева Дарья, Почкаева Диана). Информационные и исследовательские проекты- Information and Research Projects, например, «Английский язык и его использование как языка международного общения». Творческие работы- Creative work, например, литературный перевод рассказа на родной язык. Результаты, которые получены после применения этой технологии следующие: прочное и глубокое усвоение знаний; высокий уровень самостоятельной работы учащихся; высокий уровень научности в знаниях у учащихся; умение работать в группе, вести групповое обсуждение; сплочение детского коллектива; мотивация коллективных достижений. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Виды нестандартных уроков
1. Уроки-игры. Используются мультимедийные программы - игры, где материал преподносится в занимательной форме и с долей юмора. Игра снимает психологическое напряжение, делает ученый процесс веселым и непринужденным.
2. Уроки-состязания, викторины, конкурсы проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Я часто провожу уроки в форме игры «Король, король, скажи…», «Королева, королева, скажи…» используя атрибутику этой игры, в том числе 1 подсказку ( помощь класса).
3. Интернет-уроки. Школа МЭШ, здесь находится банк методических разработок. Здесь можно найти конспекты уроков по различным темам, разработки внеклассных мероприятий (сценарии праздников, мини-пьесы и т.д.)
Также, используется сайт образовательной платформы www.yaklass.ru . Здесь можно найти большое количество ресурсов, которые можно использовать в процессе обучения: грамматические справочники, новые идеи по введению грамматического материала, различные разработки. Во всех группах используется данная образовательная платформа. Данная образовательная платформа показала свою эффективность как при работе с сильными учениками, для подготовки к олимпиадам (5Б Клюшкина София, I место внутришкольного тура олимпиады по английскому языку 2018г.) и т.д. , так и для точечной отработки грамматического материала для отстающих учеников. Много информации можно найти при помощи поисковых каталогов, разделы «Образование», рубрики «Иностранные языки», «Английский язык».
Главным образом, Интернет помогает при подготовке урока, создании печатных материалов к нему.
4. Использование презентации Microsoft Power Point в качестве иллюстративной поддержки урока. Презентации позволяют обеспечить качественный наглядный материал при изучении практически любой темы, но особенно при изучении страноведческого материала.
5. Урок-экскурсия. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
6. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.
7. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
8. Образовательное видео. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.
1