Доклад на тему: «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
Подготовила учитель начальных классов
Касьяненко Е.В.
Введение
Каждый педагог ищет наиболее результативные способы взаимодействия с детьми в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Слайд 2 Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний?
В чем сущность потребности в знаниях?
Как она возникает?
Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Как оживить урок?
Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Слайд 3 А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
Слайд 4 Что дает высокая мотивация учения ребенку:
· Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
· Повышение собственной значимости;
· Признание учителей и сверстников;
· Развитие творческих способностей;
· Гордость собой и своими успехами;
· Статус успешного человека.
Слайд 5. Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.
Один из способов использования творчества для поднятия уровня мотивации в классе это - Использование яркой и красивой презентации при объяснение нового материала, она способствует лучшему усвоению, и возникновению желания разобраться и хорошо усвоить данный материал. Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Научить находить решения в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мыслительной деятельности, научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире - все эти задачи способны решить обучающиеся, если на достаточном уровне прорабатываются hard- и soft- компетенции. Слайд 7
Проблемами развития креативности, гибких компетенции учащихся общеобразовательных школ занимались такие ученые как А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Г.Я.Буш, Л.С.Выготский, В.Д.Богоявленская.
Слайд 8 Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. А.П. Чехов писал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»2 .
Успешность в обучении во многом зависит от мотивации деятельности ребенка.
Обнаружив данные трудности, я ищу пути ее решения. Ознакомившись с методической литературой, выбор пал на арт- технологии.
По - моему мнению, все люди талантливы от природы, у наших учеников буйная фантазия, море энергии, они открыты ко всему новому, интересному. Стоит только разжечь интерес в глазах ребенка, и он станет нашим единомышленником и помощником. С таким учеником можно успешно решать любые учебные и творческие задачи. Происходит самореализация личности. А развить все необходимые качества в учениках, мне помогает использование в практике работы АРТ -технологий.
Слайд 9 Проанализировав методическую литературу, были выбраны следующие определения арт-технологии:
это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность обучающегося»;
Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка средствами художественного творчества .
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Слайд 10 Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Слайд 11 Благодаря, различным формам работы с обучающимися, которые возможны в реализации данной технологии, деятельность дифференцирую по различным критериям:
- по количеству участников (индивидуальную(учитель-ученик) , - - групповую, коллективную формы),
- по степени активности участников (пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися).
Слайд 12 Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.
Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур.
Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества. [3]
Принципиально важным является получение добровольного согласия детей на участие в арт-занятии и установление доброжелательных отношений с учащимися, создание атмосферы защищенности, терпимости.
Уроки и занятия представлены в различных формах: кукольный театр, имитационное моделирование, мысленное рисование, заочные поездки в гости, деловые и ролевые игры, урок — диалог, литературный вернисаж урок — дискуссия, озвучивание немого кино, урок — исследование, урок — суд, мультфильм, урок — встреча, игровая телестудия, парад литературных героев, письмо герою, защита рисунков, урок — интервью и многие другие.
Слайд 13 и 14 В рамках внеурочной деятельности мною было предложено реализовать ролевой урок-проект: «Покрова пресвятой Богородицы». Учащиеся 2 класса организовали собственный театр в актовом зале. Рассказывали историю возникновения праздника, играли, соревновались друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывали загадки, отправлялись вместе с педагогом в путешествия во времени, помогать провести экскурсию доверили ученикам 5х классов. Эффект от такой экскурсии усилился многократно.
В 4 четверти 2022г., произошел переломный момент, когда активность детей начала нарастать быстрыми темпами. Учащиеся 2 класса приняли участие во всероссийских сетевых акциях: «Окна Победы», литературный вернисаж «Читаем книги о войне»- где каждый продумал себе образ, связанный с историей Великой Отечественной войны, презентовал в творческой форме любимое произведение. Такая эмоциональная поддержка, полученная при реализации арт-технологий, стала толчком к значительному росту успеваемости к концу учебного года. Выполнив анализ анкет, которые ребята заполняли в течение 4 четверти, было выявлено, что дети поверили в свои скрытые таланты, не испугались выступать на публике, повысился уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. У ребят появилась уверенность в себе. Было решено продолжить применять арт-технологии в работе с классным коллективом.
На уроках литературного чтения учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки. По этим иллюстрациям умеют пересказывать произведение.
На уроках математики, окружающего мира применяется и художественная лепка. Через конструирование предметов математика обретает практический характер. На уроках мы строим дома; играем в веселые игры (игровая терапия); рисуем.
Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.
Составляя комиксы по прочитанным произведениям, учащиеся учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста. Простор для творчества-это инсценирование произведения.
В рамках темы урока «Создаем тексты-повествования. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами, ребята пишут отзывы после посещения тех или иных музейных экспозиций.
Необходимо постоянно активизировать мозг, выполняя нетипичные
задания. Например, когда Микеланджело расписывал плафоны Слайд 15 Синкстинской капеллы, он делал это попеременно то правой, рукой, то левой. Задействуя обе руки, он давал работу всему мозгу в целом.
Активизация обеих сторон тела способствует взаимодействию обоих полушарий. Задание: Нарисовать рисунок сначала правой( левой), потом левой(правой) рукой.
Следует обратить внимание на то, что все представленные задания – различны по уровню сложности , они должны использоваться с учётом возрастных особенностей детей. Чем младше ребёнок, тем более наглядно должна быть представлена проблемная ситуация.
Слайд 16 Игра «Парадокс». Ребенку предлагаются парадоксальные, абсурдные картинки. На изображении не хватает каких-либо значимых деталей, или они заменены на неподходящие. Задача ребёнка определить это, задавая вопросы.
Слайд 17 «Незнакомый предмет». Демонстрация незнакомого предмета. Ребёнок удовлетворяет свое любопытство посредством целой серии вопросов о нём.
«Невидимая картина». Один из участников демонстрирует чистый лист бумаги, предварительно придумав образ картины. Другие задают различные вопросы, пытаясь определить сюжет, детали этой картины. Основная задача – воссоздание целостной картины другими участниками.
Следующий этап творческого поиска – выдвижение предположений, гипотез, их проверка. Успешность зависит от умения сравнивать, анализировать информацию, делать обобщения, строить простые умозаключения.
Слайд 18 Упражнение «Найди лишний предмет». В ряде предметов ( иллюстраций), ребёнок (группа учеников), должны определить сходства и отличия, и найти лишний предмет в представленной группе.
Слайд 19 «Продолжи ряд». Ребёнку необходимо либо дополнить представленный ряд предметов или картинок реальными предметами (картинками), отобранными на основе сходства, либо воображаемыми, называя их.
Слайд 20 «Подбери картинку к слову». Для упражнения понадобятся 8 картинок с изображением предметов, связанных по смыслу со словами. Последовательно называются слова и предлагается подобрать к каждому слову картинку, сходную с ним по смыслу. После этого картинки закрываются и вновь зачитываются слова. Участникам предлагается вспомнить, какую картинку они подобрали к каждому слову.
«Пропущенная информация». В небольшом повествовании упущены некоторые факты, события. Ребёнок задаёт вопросы, пытаясь восстановить полную картину событий.
Слайд 21 «Выражение мысли другими словами». Берётся несложная фраза. На начальном этапе предлагаются несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами, при этом ни одно слово из начального предложения не должно повторяться. В дальнейшем учащиеся самостоятельно формируют подобные предложения.
«Заблудившийся рассказчик»."Жили-были...".
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).
«Необычное использование». Предлагаются обычные предметы, необходимо придумать как можно больше необычных способов их использования.
«Чудеса техники». Предлагается ситуация посещения воображаемой выставки несуществующих технических новинок. Участники описывают данные предметы, «рекламируют» их качества, достоинства.
Представленные задания в основном рассчитаны на работу в группах, индивидуальную работу. Учителя, стремящиеся развивать творческие способности своих учеников, организуют творческую деятельность учащихся и непосредственно в процессе уроков. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные задания. Обязательным условием творческой деятельности на уроке является благоприятный психологический климат. Существует ряд специальных приёмов, направленных на создание атмосферы доброжелательности и доверия на уроке.
Слайд 22 Прием «снятия страха» заключается в декларировании учителем права для каждого ребёнка быть «глупым». Подчёркивается, что лучше высказать свои предположения по поводу решения проблемы, даже неверные, чем промолчать, боясь показаться смешным и глупым. Перед выполнением творческого задания можно напомнить, что всегда можно исправить допущенные ошибки, творчество не терпит жёстких рамок.
«Тихий опрос». Этот приём используется по отношению к неуверенным в своих силах ученикам( «на ушко»). Следует заметить, что длительность использования этого приёма ограничена; развиваясь, ребёнок становится более уверенным в себе, и необходимость в приёме автоматически отпадает.
Приёмы «авансирование», «персональная исключительность» эффективны в сочетании друг с другом. Учитель указывает на те особенности ученика или класса, которые обеспечат успех в деятельности.
Приёмы «эмоционального поглаживания», «словесной поддержки», «скрытой педагогической инструкции» способствуют созданию у учащихся мысленного образа предстоящей деятельности и пути её выполнения.
Творческие задания в начальной школе возможно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, в рамках предметов «окружающий мир», «изобразительное искусство», «художественная культура родного края» и т.д.
Примеры заданий:
С. Аксаков так описывает осень: "... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса..."
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.
Ученикам предлагается продолжить рассказ: "Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился..."
«Путаница». Предложения двух текстов перепутались. Определите, какие предложения относятся к первому тексту («За грибами» Л.Толстого), а какие ко второму (сказка «Лиса»). Расположите предложения в нежной последовательности. Один текст запишите.
«Стихотворчество». Подбор рифм к слогам, словам. Усложение заданий по мере развития учащихся. Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором велика в начальных классах.
«Сочинение сказок». На заданную тему, ассоциативный ряд, свободную тему. Сначала простейшие сказки-«почемучки» (например, «Почему у снегиря грудка красная?»), затем более серьёзные работы (например, сочинение сказки от имени героя).
Все приведенные примеры заданий способствовуют познавательной активности учащихся, стимулируют раскрытие творческого потенциала. Систематическое выполнение подобных заданий способствует повышению качества усвоения программного материала, что является целью любого учителя, и формирует стойкую положительную мотивацию к учению. Учение и обучение становится взаимоприятным как для ученика, так и для учителя, так как в процессе развития детей развивается и сам учитель, ученики будят в нём художника, творца. Подлинно творческий человек постоянно мотивирован на достижение успеха. И это установка и для ученика, и для учителя.
урок родного языка прошел в форме путешествия в школу Древней Руси. Нелегко приходилось первым ученикам на Руси. На себе ребята 3Б класса испробовали одно из наказаний ( стоять на горохе), пробовали писать острыми палочками, собирали пословицы и окунулись в историю «прародителей современных школ».
Я постоянно нахожусь в поиске и творческом педагогическом порыве. Практическая значимость заключается в возможности практического применения результатов данной работы и заданий с применением арт-технологий, разработанных в ходе исследования, в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Следовательно, применение арт-технологий на уроке в начальной школе - это превосходное средство работы с детьми, с целью сохранения их психологического здоровья, повышения открытости и повышения качества образования младших школьников. Выход на положительный результат: активное участие в конкурсах и мероприятиях
14