СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Позиция родителей-позиция школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Позиция родителей-позиция школьника»

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

И.Н.Ищенко

к.п.н, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Биробиджанского филиала ГОУ ВПО «Амурский государственный университет».


Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития: он начинает заниматься общественно значимой деятельностью.

Включение ребенка в учебную деятельность характеризуется принятием новой роли школьника и выработкой связанной с ней позицией. В психологической литературе позиция рассматривается как принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности (А.А. Радугин), как отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социальной роли и предписываемых окружающей средой (С.Л. Рубинштейн).

По мнению Л.И. Божович «внутренняя позиция школьника» проявляется в следующих моментах:

  • ребенок становится субъектом собственной учебной деятельности, то есть он понимает и принимает смысл учения для себя, осознанно осуществляет волевые учебные усилия;

  • ребенок относится к себе как «другому», меняющемуся, вчера думавшему и действовавшему не так, как сегодня (Д.Б. Эльконин);

  • ребенок осознает себя в качестве субъекта внутришкольных отношений (в отношениях с педагогом он переходит от чисто ролевых, конформных отношений к отношениям межличностным; а в отношениях со сверстниками происходит выработка статусного положения, установление устойчивых эмоциональных связей).

Данная позиция мотивирована желанием «выглядеть учеником», (внешне отмежеваться от младших, обозначив свою принадлежность к старшей возрастной группе); надеждой соответствовать ей поведением; желанием оказаться успешным в новой, ответственной деятельности; притязаниями на признания со стороны референтных лиц; желанием найти «понимающее» окружение; ожиданием обретения того или иного положительного статуса в нем и возможностей «показать себя с хорошей стороны»; верой в то, что положение школьника повысит его значимость в собственной семье.

Позиция школьника связана с направленностью личности младших школьников, которая в данном возрасте находит выражение в доминирующих мотивах: достижения успеха и избегания неудачи.

Мотив достижения успеха связан в первую очередь, с учебной деятельностью и побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделится среди них, быть первым. Дети с ярко выраженной мотивацией успеха характеризуются желанием хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития ребенка.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.

У неуспевающих учащихся престижная мотивация не развивается.

Мотив неудач является вторым элементом в структуре направленности личности ребенка младшего школьного возраста. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка - недовольство учителя, санкции родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.п.) Этот мотив сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность, и ведет к возникновению у неуспевающих детей компенсаторной мотивации.

Эти побочные по отношению к учебной деятельности мотивы позволяют утвердиться в другой области в занятиях спортом, музыкой, в заботах о младших членах семьи. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становиться источником тяжелых переживаний ребенка.

Результатом формирования внутренней позиции личности младшего школьника является его произвольное поведение, характеризующееся тем, что ребенок самостоятельно ставит перед собой цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывает и контролирует своё поведение и умственную деятельность (В.А. Аверин).

Факторами выработки своей собственной позиции являются: самосознание, мнение значимого окружения, система ценностных ориентаций личности, социальный опыт (И.С. Кон, К.К. Платонов, В.П. Тугаринов и д.).

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть взаимосвязь позиции родителей, занимаемой ими по отношению к ребенку, который стал заниматься учебной деятельностью и новой позиции ребенка.

Родительская позиция, понимается нами как целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, и характеризующаяся адекватностью, динамичностью, оптимистической прогностичностью. Структура родительской позиции представляет собой совокупность трех компонентов: представлений родителей о ребенке; отношения родителей к ребенку; характера отношений родителей к ребенку.

В период, когда ребенок начинает посещать школу, сложившиеся взаимоотношения между родителями и ребенком приобретают новые нюансы – в центр внимания ставятся успехи ребенка в учебной деятельности. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - на что он претендует в учебной деятельности и в отношениях с окружающими. Изменение социальной позиции ребенка влечет за собой изменение родительской позиции, которая будет выражаться в использовании тактик семейного воспитания.

Согласно исследованиям А.В. Петровского и В.В. Абраменковой существует несколько типов тактик семейного воспитания, во многом определяющие развитие личности ребенка: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. С точки зрения личностных взаимоотношений, каждая тактика семейного воспитания характеризуется определенным соотношением позиций, занимаемых в семье родителями и детьми. Это соотношение может быть сбалансированным, но чаще всего у одной из сторон возникает стремление доминировать. Если диктат и опека отличаются выраженной доминантой позиции одного из участников семейных взаимоотношений, то невмешательство не дает ребенку достаточных ориентиров и понятий для определения позиции по отношению к другим людям.

Данные тактики воспитания способствуют развитию дефицитных свойств личности ребенка (по З. Гелусу).

Первое свойство личности характеризуется ориентацией на ошибки и возникает тогда, когда взрослые, а затем и сам ребенок, оценивают его действия по ошибкам в результате. Ребенок всеми силами стремиться избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребенка, сдерживает его инициативу.

Второе представляется как обесценивающее понимание ребенком самого себя, то есть неуверенность в себе, которая препятствует пониманию ребенком личной значимости в происходящий событиях.

Третье – сокращенная жизненная перспектива. Она проявляется в том, что у ребенка возникают ситуативные интересы, он легко поддается влиянию других, как бы не умеет, да и не стремиться воспринимать свои действия как относительно независимые от других.

Четвертое – «ограниченный языковой код», основу которого составляет односторонняя ориентировка ребенка в системе оценок. Ребенок судит о ценности другого человека по школьным отметкам или по вещам и качествам другого человека.

Развитие дефицитных свойств личности ребенка препятствуют развитию умения ребенка ориентироваться на отношения других и свое отношение к предметной ситуации.

В отличие от рассмотренных выше тактик семейного воспитания, сотрудничество с его демократическим стилем руководства поведением ребенка, с согласованием мнений членов семейного коллектива, с моральной поддержкой и укреплением веры ребенка в собственные силы, с доверием, поощрением, добротой, вниманием и заботой создает наиболее благоприятные условия для развития внутренней позиции школьника (по Э. Маккоби).

В сотрудничестве особую роль играют средства, обеспечивающие психологический комфорт для развития личности ребенка, среди которых можно выделить: понимание, признание и принятие ребенка.

Понимание, то есть проникновение во внутренний мир ребенка, осуществляется с помощью чувств и логики, на основе целостного восприятия ребенка, а не отдельных индивидуальных его черт. Целостное восприятие помогает родителям увидеть стержневые структуры личности ребенка, их проявления в поведении и деятельности.

Признание выражается в праве ребенка быть самим собой. Это примирение взрослых с индивидуальностью ребенка, его взглядами, позицией, вера в его самосовершенствование. Признание также основывается на положении о том, что каждый человек имеет лишь ему данные природой свойства – задатки, характер, темперамент. Ребенок обнаруживает свои качества в деятельности, поведении, поступках.

Принятие ребенка, то есть безусловное, положительное отношение к ребенку, которое выражается в уважении к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, к его правам и свободам. Признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками, особенностями обязательно проявляется в сочувствии и теплом отношении, когда создается атмосфера для обоюдного открытого выражения чувств. В основе принятия ребенка – любовь, путь к которой лежит через справедливость.

Использование родителями метода убеждения при распределении домашних работ, проявление огорчения при неуспехах или нетактичном поведении, неправильном поступке ребенка, разъяснение и пробуждение гуманных чувств к другим дают нормальное соотношение обращенности ребенка на себя, свои желания и возможности, чувства, стремления, потребности других людей.

Такая семья способна помочь ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего стиля семейных взаимоотношений показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Дети, которые были неуверенны в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей, больше полагавшихся на наказание, относившихся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. У таких детей родители нетребовательны, неорганизованны, имеют плохо налаженный быт.

Таким образом, семейное воспитание несет в себе условия развития способности принятия ребенком позиции школьника, среди которых можно выделить сотрудничество в качестве тактики воспитания. Данная тактика способствует развитию ответственности ребенка, уровня независимости от окружающих, умению понимать себя и других.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты, полученные нами в процессе экспериментальной работы показали, что с точки зрения изменения социальной позиции ребенка существуют две основные ориентации родительской позиции в воспитательных воздействиях на ребенка: разумные ожидания, которые проявляют 32% родителей, и повышенные требования, к которым склонны 37% родителей. В семьях, проявляющих разумные ожидания от своего ребенка, отмечено 87% продуктивно развивающихся детей, а в семьях, предъявляющих повышенные требования к детям, - 54%, при этом в семьях последнего типа значительно выше показатель выраженности симптомокомплексов (тревожность детей в 1,5 раза выше, неуверенность в 0,7 раза выше, коммуникативные трудности отмечены у 16% детей и т.д.)

Анализ детско-родительских отношений привел нас к необходимости разработать тренинг «Эффективный родитель», задачами которого явились: а) выявление трудностей установления взаимоотношений с ребенком, возникших в силу изменения социальной позиции самого ребенка; б) приобретение навыков общения и взаимодействия с ребенком, умения понимать себя и других, развитие адекватной самооценки.

Программа тренинга представлена тремя блоками.

Блок 1. Изменение отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний, проблем и психологических защит. Цель - снятие с родителей чувства вины. Переход из позиции защищающегося в поисковую, конструктивную позицию.

Блок 2. Изменение отношения родителей к ребенку в сторону с одной стороны - помощи детям развить в себе все то, положительное, что имеется, а с другой – помощи осознания ребенком изменений своего социального положения и развития чувства ответственности. Цель - формирование у родителей представлений о ребенке как уникальном, самостоятельном человеке, способном нести ответственность за свои действия.

Блок 3. Активизация позитивных целей воспитания. Цель - изменение отношения к процессу воспитания в семье, который предполагает развитие сотрудничества во взаимодействии с ребенком.

По окончании работы родители пришли к выводу, что воспитательная позиция личности родителя может и должна быть основана на соблюдении следующих принципов:

  • Не навязывать себя никому, в том числе детям.

  • Устранить из общения с детьми те способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

  • Исключить неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.

  • Соблюдать принцип равенства и сотрудничества с детьми.

  • Не фиксировать внимание на неудачах.

  • Давать только качественные оценки.

  • Не сравнивать детей с кем-либо, не ставить никого в пример.

  • Не выражать свои симпатии к детям в избыточной форме.

  • Использовать разные формы несловесной поддержки ребенка.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и проведенное собственное исследование позволили автору сделать вывод о том, что в процессе социального развития ребенка позиция родителей играет важную роль в связи с тем, что их одобрение, поддержка помогают ребенку принять внутреннюю позицию школьника, адаптироваться и устоять в изменившихся социальных условиях.


Литература:

  1. Ищенко, И.Н. Психолого-педагогические условия децентрации личности младшего школьника: дис. …канд. пед. наук / И.Н. Ищенко. Комсомольск-на-Амуре, 2002.

  2. Кон, И.С. Социальная психология. Избранные труды / И.С. Кон. М: Воронеж, МОДЭК, 1999.

  3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.

  4. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999.

  5. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  6. Снайдер, М., Снайдер, Р.0., Снайдер–мл, Р. Ребенок как личность: становление справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р.О. Снайдер, Р. Снайдер-мл. М.: «Смысл»; СПб.: «Гармония», 1994.

  7. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.

7