СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно - исследовательский проект "Что такое снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое снег?. Познавательно-исследовательский проект для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - исследовательский проект "Что такое снег"»























Познавательно-исследовательский проект «Что такое снег?»




МБДОУ детский сад комбинированного вида №6,
группа компенсирующей направленности «Ромашка»





Воспитатель: Степанова М.Н.





2017г.


Название проекта: «Что такое снег?»

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Срок выполнения: краткосрочный (1 неделя с 11.12 по 15.12)

Цель проекта: ознакомление детей со свойствами снега, с разнообразием форм снежинок.

Задачи проекта:
Образовательные:
-
учить детей видеть что- то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире; - закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла.
Развивающие:
- развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе;
- наблюдательности;
Воспитательные:
- воспитание интереса к исследовательской работе, самостоятельности.

Проблема.
Во время прогулки, дети наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, следы на снегу. Дети захотели узнать: а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега? Они решили исследовать его.


Целеполагание
Придя с прогулки дети ещё раз высказали свои предположения. После обсуждения приняли совместное решение узнать:
- что такое снег и как он образуется?
- какие формы снежинок встречаются?
- почему снег скрипит под ногами?
- тает ли снег в тёплом помещении и во что превращается?
- как определить чистоту снега?

Планирование:

В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что необходимо:
- найти информацию по данной теме (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать в энциклопедиях, книгах. Посмотреть в интернете о том, как появляется снег, послушать, как он скрипит под ногами, рассмотреть узоры снежинок);
- провести прямые и косвенные наблюдения;
- провести ряд опытов со снегом.


Задачи по работе с родителями

Повышение компетенции родителей по теме проекта.
Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества

Предполагаемый результат 

 Дети должны знать: что такое снег, как он образуется, какими
свойствами он обладает.

Дети должны уметь:
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше;
- пользоваться увеличительными приборами, стеклянными предметами;
- рассказывать о состоянии снега в тепле и холоде;
- проявлять интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

1 этап – подготовительный
Цель
:
- определение уровня знаний детей о том, что такое снег, из чего он состоит;
- проведение поисковой работы по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.

Задачи:
- развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать о предмете исследования;
- привлечение родителей к поиску информации по теме проекта.

Для выявления уровня знаний детей по данной теме был проведен опрос по следующим вопросам:
- Что такое снежинки?
- Как и откуда они появляются?

В опросе приняли участие 8 человек, 3 (37%) из которых сказали, что снежинка это замерзшая вода, 2 человека (25%) считают, что это кусочек льда, 3 человека (37%) вместо определения снежинки описали свои ассоциации (снежинки похожи на белые мухи, на пушистые комочки).

Оказывается, большинство детей очень интересуются природными явлениями. В то же время не все могут четко ответить, что такое снег и откуда он появляется.

С помощью родителей и интернета дети узнали, что снег – это очень много снежинок. Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так как дождь.

Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому у снега белый цвет

Как образуется снег?
 Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей – отростки.

2 этап - практический.

Цель
: обогащение и расширение знаний детей о снеге как одном из агрегатных состояний воды, знакомство с разнообразием форм снежинок, изучение свойств снега.

Задачи:
- развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательности;
- закрепление умения пользоваться лупой;
- развитие творческих способностей и фантазии детей;
- развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.


Опыты:

Чистота снега.
Цель опыта: узнать: можно или нельзя есть снег?
Ход эксперимента:
Воспитатель кладет снег в ёмкость.
Задает вопрос: Как вы думаете, снег чистый или грязный? Давайте это проверим.
После того, как снег растаял, воспитатель переливает талую воду в другую емкость через несколько слоев марли.
На марле осталась грязь. Вывод: снег грязный, есть его нельзя.



Воздействие температуры.
Дети на прогулке положили снег в стаканы и формочки. Затем принесли в детский сад.
- Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ними случилось пока мы раздевались? Правильно, под действием тепла снег и превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.

Манипулирование со снегом:
- удерживание снежинок на рукавичке;
- удерживание снежинок на ладони,
- рассматривание снежинок через лупу, чтобы увидеть неповторимый
узор каждой снежинки.



В результате проведенной познавательно-исследовательской деятельности у детей появился определенный запас знаний:


- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;
- снежинки имеют разную форму;
- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;

- зимние явления природы: снегопад, метель, вьюга;

- на снегу отпечатываются следы;

- снег бывает мягким, пушистым, тяжелым, липким;

- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;

- снег от тепла превращается в воду;

снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.



Продуктивная деятельность:


Постройки из снега: крепость, снеговик. 
Вырезывание снежинок из бумаги.





Список использованной литературы:

А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»,
И. Суриков «Белый снег пушистый…»,
К. Бальмонт «Снежинка»,
Сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -192с
Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html




Из мокрого снега можно лепить

Следы на снегу.


Рассматривание снежинок через лупу, чтобы увидеть неповторимый узор каждой снежинки.








Снег растаял на тёплой ладошке.









Снег в формочках растаял.

Под действием тепла снег превратился в воду.



Профильтровали воду, на вате появилась грязь. Вывод: снег грязный.


Вырезаем снежинку. Какой красивый узор.

Снежинка


Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!


Константин Бальмонт