Познавательно-исследовательский проект «Что такое снег?»
МБДОУ детский сад комбинированного вида №6,
группа компенсирующей направленности «Ромашка»
Воспитатель: Степанова М.Н.
2017г.
Название проекта: «Что такое снег?»
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Срок выполнения: краткосрочный (1 неделя с 11.12 по 15.12)
Цель проекта: ознакомление детей со свойствами снега, с разнообразием форм снежинок.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить детей видеть что- то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире; - закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла.
Развивающие:
- развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе;
- наблюдательности;
Воспитательные:
- воспитание интереса к исследовательской работе, самостоятельности.
Проблема.
Во время прогулки, дети наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, следы на снегу. Дети захотели узнать: а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега? Они решили исследовать его.
Целеполагание
Придя с прогулки дети ещё раз высказали свои предположения. После обсуждения приняли совместное решение узнать:
- что такое снег и как он образуется?
- какие формы снежинок встречаются?
- почему снег скрипит под ногами?
- тает ли снег в тёплом помещении и во что превращается?
- как определить чистоту снега?
Планирование:
В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что необходимо:
- найти информацию по данной теме (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать в энциклопедиях, книгах. Посмотреть в интернете о том, как появляется снег, послушать, как он скрипит под ногами, рассмотреть узоры снежинок);
- провести прямые и косвенные наблюдения;
- провести ряд опытов со снегом.
Задачи по работе с родителями
Повышение компетенции родителей по теме проекта.
Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества
Предполагаемый результат
Дети должны знать: что такое снег, как он образуется, какими
свойствами он обладает.
Дети должны уметь:
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше;
- пользоваться увеличительными приборами, стеклянными предметами;
- рассказывать о состоянии снега в тепле и холоде;
- проявлять интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
1 этап – подготовительный
Цель:
- определение уровня знаний детей о том, что такое снег, из чего он состоит;
- проведение поисковой работы по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.
Задачи:
- развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать о предмете исследования;
- привлечение родителей к поиску информации по теме проекта.
Для выявления уровня знаний детей по данной теме был проведен опрос по следующим вопросам:
- Что такое снежинки?
- Как и откуда они появляются?
В опросе приняли участие 8 человек, 3 (37%) из которых сказали, что снежинка это замерзшая вода, 2 человека (25%) считают, что это кусочек льда, 3 человека (37%) вместо определения снежинки описали свои ассоциации (снежинки похожи на белые мухи, на пушистые комочки).
Оказывается, большинство детей очень интересуются природными явлениями. В то же время не все могут четко ответить, что такое снег и откуда он появляется.
С помощью родителей и интернета дети узнали, что снег – это очень много снежинок. Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так как дождь.
Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому у снега белый цвет
Как образуется снег?
Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей – отростки.
2 этап - практический.
Цель: обогащение и расширение знаний детей о снеге как одном из агрегатных состояний воды, знакомство с разнообразием форм снежинок, изучение свойств снега.
Задачи:
- развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательности;
- закрепление умения пользоваться лупой;
- развитие творческих способностей и фантазии детей;
- развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
Опыты:
Чистота снега.
Цель опыта: узнать: можно или нельзя есть снег?
Ход эксперимента:
Воспитатель кладет снег в ёмкость.
Задает вопрос: Как вы думаете, снег чистый или грязный? Давайте это проверим.
После того, как снег растаял, воспитатель переливает талую воду в другую емкость через несколько слоев марли.
На марле осталась грязь. Вывод: снег грязный, есть его нельзя.
Воздействие температуры.
Дети на прогулке положили снег в стаканы и формочки. Затем принесли в детский сад.
- Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ними случилось пока мы раздевались? Правильно, под действием тепла снег и превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.
Манипулирование со снегом:
- удерживание снежинок на рукавичке;
- удерживание снежинок на ладони,
- рассматривание снежинок через лупу, чтобы увидеть неповторимый
узор каждой снежинки.
В результате проведенной познавательно-исследовательской деятельности у детей появился определенный запас знаний:
- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;
- снежинки имеют разную форму;
- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;
- зимние явления природы: снегопад, метель, вьюга;
- на снегу отпечатываются следы;
- снег бывает мягким, пушистым, тяжелым, липким;
- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;
- снег от тепла превращается в воду;
- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.
Продуктивная деятельность:
Постройки из снега: крепость, снеговик.
Вырезывание снежинок из бумаги.
Список использованной литературы:
А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»,
И. Суриков «Белый снег пушистый…»,
К. Бальмонт «Снежинка»,
Сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -192с
Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html





Из мокрого снега можно лепить

Следы на снегу.


Рассматривание снежинок через лупу, чтобы увидеть неповторимый узор каждой снежинки.

Снег растаял на тёплой ладошке.

Снег в формочках растаял.


Под действием тепла снег превратился в воду.

Профильтровали воду, на вате появилась грязь. Вывод: снег грязный.

Вырезаем снежинку. Какой красивый узор.
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Константин Бальмонт