МОУ " СОШ №13"Структурное подразделение дошкольные группы " Радуга"
Утверждено
Директор МОУ " СОШ №13" ___________________Чиликина Г.П
Познавательно-творческий проект:
«Я на пороге школы»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна.
2022-2023 учебный год
Познавательно-творческий проект: «Я на пороге школы »
Автор проекта: | Курдюкова Марина Борисовна (воспитатель) |
Продолжительность: | 2022-2023 учебный год ( долгосрочный). |
Тип проекта: | познавательно- творческий |
Участники проекта: | дети подготовительной к школе группы, родители и воспитатель группы. |
Актуальность :
Жизнь ребёнка, поступающего в школу, перестраивается полностью! Дети все разные и переживают этот период жизни по-разному. Надо понимать готов ли ребенок пойти в школу? Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо подготовить детей психологически!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Важную роль в подготовки детей к школе - играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы.
На самом деле ребёнок, который настроен на радостную увлекательную деятельность в школе, может надолго потерять интерес к учебе.
В подготовке детей к школе большую роль играют родители. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Цель проекта:
Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
Задачи проекта:
формирование положительной учебной мотивации;
- формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки
- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; коррекция речевых нарушений.
-повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Ожидаемый результат:
- Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь – апрель.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
План работы с детьми
Сроки выполнения | Название мероприятий | |
Сентябрь | -Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби» - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. - Слушание детских песен "Буквы и слова" «Дважды два - четыре» Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. - Экскурсия в школу (презентация) | |
Октябрь |
Ноябрь | -Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» - Лото «Школьные принадлежности. - Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» - Беседа о правилах поведения в школе - НОД «Школьные принадлежности» - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» - Аппликация «Школьные принадлежности» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» -Сюжетно-ролевая игра «Школа» |
Декабрь | - НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок». - Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». - Аппликация «Школа» - Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» - Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» - Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». - Конструирование «Здание школы» - Слушание песни «Первоклашка» |
Январь | - Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня - Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» - Слушание песни «Наташка - первоклашка» - Консультация «Режим дня будущего первоклассника» - Просмотр мультфильмов на школьную тему. |
Февраль | - Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» - Составление рассказа по картине «В школу» - Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - «Папа, мама, я - спортивная семья» Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе. - Час загадок и ребусов о школе. |
Март | - Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». - Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» - Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» - Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки» - Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» - « Игры для развития речи». - Сюжетно-ролевая игра «Школа». |
Апрель | - Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение» - Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга - Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» - Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах) |
Май | - Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам. - Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» - Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» - Аппликация «Моя школьная форма» - Рисование «Школьный ранец» - Слушание и пение «На урок» - Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». |
Список литературы:
Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
-подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности; -собрать необходимую информацию и оформить её;
-помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Основной этап
1. ФЦКМ «Скоро в школу»
цель: Уточнить и расширить знания детей о школе. Вызвать интерес к школе, учению, дать установку на готовность к школе, воспитывать собранность, аккуратность; вырабатывать навыки культурного поведения; закрепить правила «школьной жизни».
2. Рисование на тему: «Школа глазами детей».
Цель: Закреплять умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить детей составлять композицию на листе бумаги. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность.
3. Конструирование на тему: «Закладка».
Цель: Учить детей вырезать и склеивать из цветной бумаги и картона. Формировать умение правильно работать с ножницами. Развивать мелкую моторику через выполнение практической работы. Развивать эстетические чувства.
4. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Скоро в школу!»
Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень». Учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.
5. Рисование «Школьный портфель»
Цель: закреплять умение рисовать школьные предметы, упражнять в рисовании кистью (концом, плашмя и т. д.); воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
6. Экскурсия в школу
Беседы с детьми
7. Беседы о школе
1. Беседа по теме: «Школа»
Цель: Развитие диалогической речи. Систематизировать знания о школе. Развивать умения поддерживать беседу, высказывать своё мнение. Развивать операцию мышления- обобщение. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
2. Беседа «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу. Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов).
3. Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
4. Беседа: «Для чего нужно учится в школе»
Цель: развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; способствовать развитию мышления и творческой активности.
5. Беседа «О правилах поведения в школе».
Цель: продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в школе; формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (Гардероб, сменная обувь, режим дня); развитие внимания, самоконтроля; продолжать формировать правила поведения в школе
6. Беседа: «Профессия — учитель»
Цель: Расширять представления детей о школе. Знакомить с профессией учитель. Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
8. Игры о школе.
Задачи: Развитие умения совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Развитие интереса к профессии воспитателя. Повышения уровня положительных эмоций от пребывания детей в детском саду.
Задачи: Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.
Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.
«Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет школьных принадлежностей» и т. д.
Цель: учить быстро и тихо готовить к уроку школьные принадлежности.
Цель: упражнять в правильном и тихом вставании из-за парты.
9. Просмотр презентации «Загадки про школьные принадлежности».
10. Чтение художественной литературы:
1. Н. Некрасов «Школьник».
2. Л. Толстой «Филиппок».
3. И. Лысцов «Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда книга пришла».
5. С. Маршак «Вчера и сегодня».
6. М. А. Панфилова «Школа».
7. А. Барто «Первоклассница»
8. Л. Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л. Барбас «Кому нужна пятёрка».
11.Взаимодействие с семьёй. -Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. До свиданья детский сад. Здравствуй школа" -Консультации для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу». «Советы родителям будущих первоклассников». «Нам пора в школу».
- Праздник: " До свиданье детский сад!"
МОУ " СОШ №13"Структурное подразделение дошкольные группы " Радуга"
Познавательно-творческий проект:
«Я на пороге школы»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна.
2022-2023 учебный год