СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательные УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательные УУД»

Тема: компетентность взаимодействия с другими

и компетентность взаимодействия с собой.

К компетенции креативности мышления следует относить характеристики мышления обучающихся, которые позволяют им не просто осваивать учебный материал, но и находить новаторские варианты интеграции учебной информации в обыкновенную жизнь под руководством педагога.

Актуальность. Проблема развития креативного мышления была и остается одной из важнейших проблем всего человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда человек непрерывно должен адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и с процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого уровня творческого развития.

Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования креативности мышления.

Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к получению новой информации, к освоению новых способов деятельности, к созданию собственных способов решения задач (и не только учебных).

Определим основные положения актуальности компетенции «Креативность мышления»:

  • Для младшего школьника креативность мышления является необходимым условием для успешной социализации;

  • Младший школьный возраст – сензитивный период для развития креативного мышления;

  • Компетентность «креативность мышления» – основа информационной компетентности.

Необходимость компетенции обусловлена следующими утверждениями:

  • Работа над формированием компетенции креативного мышления у обучающихся требует от педагога постоянного повышения собственной квалификации;

  • Формирование компетентности у младших школьников предполагает совершенствование педагога в этой же компетенции;

  • Навык педагога в формировании компетенции у обучающихся позволит ему быть востребованным специалистом в своей профессиональной области.

Опыт по развитию и формированию компетенции. Определим умения, которые составляют компетенцию «Креативность мышления»:

- Выделение необходимых и достаточных условий для решения задачи
(не только учебной);

- Способность к соединению противоположных идей из различных областей знаний и использование установленных связей для решения проблемы;

- Способность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении подобной задачи;

- Способность осознать идею в данной области знаний и освободиться от ее влияния.

Каждое из данных умений формируется в деятельности. Ниже приведу виды деятельности и примеры их организации из собственного педагогического опыта.

1. Организация групповой и парной работы на каждом уроке. Организация групповой и парной видов учебной деятельности на каждом уроке позволяет обучающимся научиться координировать свои действия с действиями одноклассников, создавать новые способы коммуникации. Ребенку необходимо научиться создавать креативные, оригинальные способы решения задач, чтобы деятельность группы (пары) была наиболее яркой, успешной. Данные формы работы в своей педагогической деятельности я организовываю на каждом уроке. На слайде представлена фотография с урока окружающего мира, где мною организована групповая работа обучающихся по поиску информации по теме урока (указать тему, класс).

2. Применение игровых технологий в учебной и во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных способов формирования компетенции «Креативность мышления» является включение игровых технологий в учебную и внеурочную деятельность обучающихся. В игре обучающиеся получают колоссальный опыт разнообразного взаимодействия и простор для креативной деятельности. Особую ценность игровая деятельность приобретает еще и по следующей причине: в игре младший школьник «примеряет на себя» различные социальные роли, каждая из которых предполагает свою специфику деятельности (исходя из условий игры). Ребенку необходимо быстро сообразить, каким способом необходимо решить игровую проблему, для того, чтобы выйти из игры победителем В рамках игрового процесса каждый ребенок может также с помощью рефлексивных карт (либо других материалов) проанализировать собственную деятельность. На слайде презентации вы можете наблюдать фото организации и проведения дидактической игры в рамках кружка (название кружка и небольшое описание игры).

3. Организация проектной деятельности младших школьников. В помощь педагогу, стремящемуся сформировать у обучающихся высокий уровень развития креативности мышления, разработана современная педагогическая технология – организация проектной деятельности младших школьников, которую я регулярно использую в своей педагогической деятельности. На слайде представлены в виде фотографий конкретные примеры организации подобной работы: проекты «Живой уголок» и «Зеленый город». В рамках реализации проектов классный коллектив делится на группы. Перед каждой группой стоит конкретная задача, решение которой приблизит обучающихся к достижению проектной цели. Обучающиеся не ограничены в своем взаимодействии внутри групп. Более того, проект позволяет обучающимся самостоятельно согласовать способы выполнения поставленной перед группой задачи. Обучающиеся анализируют свой предыдущий опыт деятельности, опыт других групп и создают собственный способ решения проектной задачи. На слайдах представлены уже конечные результаты реализации вышеупомянутых мною проектов.

4. Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном мире любому человеку необходимо уметь: отстоять собственную позицию, по какому либо вопросу; обосновывать свою приверженность позиции, опираясь на логичную доказательную базу. Развитие этих умений невозможно без развитых креативности мышления. Младший школьный возраст является сензитивным для развития данных умений. В своей педагогической деятельности я регулярно использую такие методы обучения как диспут и дебаты. На слайде представлен конкретный пример организации дебатов по учебному предмету «Русский язык» (либо любой другой учебный предмет) по теме (указать тему). В процессе дискуссии обучающиеся формируют умение отстаивать и обосновывать собственную позицию. Необходимость поиска информации для доказательства собственной правоты требует от школьника создания новых способов поиска информации: создание собственной классификации источников; выделение признаков, по которым можно сгруппировать источники; группировка источников по выделенным признакам и т.п.

5. Организация проведения тестов дивергентных способностей «Gestalt and Jackson’s». В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, стула, ящика или полотенца. На фото представлен фрагмент учебного занятия по прохождению данных тестов.

Применение компетенции обучающимися:

- в учебной деятельности;

- во взаимодействии со взрослыми;

- при поиске информации (не только учебной);

- при общении со сверстниками;

- в общественно-полезных проектах;

- при взаимодействии с самим собой.

Могу сказать, что использование вышеописанных методов по развитию, формированию компетенции создают мой положительный педагогический опыт. Я вижу положительную динамику результатов своих обучающихся. При чем, это не только образовательные результаты. С развитой компетенцией «Креативность мышления» обучающемуся проще ориентироваться в потоке информации (не только учебной), у обучающегося отсутствует страх перед освоением нового опыта (социального учебного и т.д.), обучающийся легко ориентируется в современном изменчивом мире. Все это демонстрирует успешность применения данной компетенции детьми, которую изо дня в день я формирую при организации образовательного и воспитательного процессов. Моя основная задача: социализировать ребенка, дать ему возможность научиться ориентироваться в мире и адаптироваться под его особенности, сделать его компетентным со всех сторон. Презентованный мною педагогический опыт является наглядной демонстрацией того, что я справляюсь с этой задачей успешно.

Познакомиться подробнее с моим педагогическим опытом по формированию компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» можно на персональном педагогическом сайте.