РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ
НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВВЕДЕННЫЙ В ДЕЙСТВИЕ, РАССМАТРИВАЕТ 7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ:
ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
МАТЕМАТИКА
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕ И
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕХНОЛОГИИ
ИСКУССТВО
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА,
- ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКЕ КАК СИСТЕМЕ И ЛИТЕРАТУРЕ, КАК ИСКУССТВЕ.
ЭТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОСТОИТ ИЗ ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО КОМПОНЕНТОВ.
НАУЧИТЬ МАЛЕНЬКОГО ШКОЛЬНИКА
ЯСНО И ГРАМОТНО ГОВОРИТЬ, ОБЛАДАТЬ ХОРОШО ПОСТАВЛЕННЫМ ГОЛОСОМ, ИЗЛАГАТЬ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ В СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, УМЕТЬ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ РАЗНООБРАЗНЫМИ ИНТОНАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ, СОБЛЮДАТЬ РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ И РАЗВИВАТЬ У НЕГО УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ – СЛОЖНОЕ И КРОПОТЛИВОЕ ДЕЛО, ТРЕБУЮЩЕЕ ОТ УЧИТЕЛЯ НАПРЯЖЁННОГО ТРУДА, А ГЛАВНОЕ – ЭФФЕКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕЧИ В САМОМ ШИРОКОМ ПОНИМАНИЕ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКЕ.
ВЕСЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОДЧИНЕН РАЗВИТИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ (ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ), СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРИ ВЕДУЩЕЙ РОЛИ РЕЧЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ.
речь
мышление
чувства
навыки
общения
КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СТРОИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТАКИМИ ОСНОВНЫМИ ЛИНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ:
- РЕЧЕВОЙ,
- ЯЗЫКОВОЙ ,
- СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ,
- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ .
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Аудирование
- Говорение (диалог, монолог)
- Чтение
- Письмо
РЕЧЕВАЯ ЛИНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, их умений пользоваться языком как средством общения, познания и самопознания, влияния, саморазвития и самосовершенствования.
- Развитие умения воспринимать и понимать речь, самостоятельно создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания различных типов, стилей, жанров речи, в разных сферах жизни.
- Пользоваться разными видами слушания и чтения.
- Вести диалог с соблюдением требований речевого этикета.
- Правильно и коммуникативно целесообразно высказывать свои мысли, анализировать тексты, оценивать и совершенствовать собственную речевую деятельность
- Овладевать риторическими навыками.
С этой целью совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями
в младшем школьном возрасте.
« ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» — КОМПЛЕКСНЫЙ РАЗДЕЛ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературногоразвития, совершенствование навыка чтения, формирование способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности при переходе к изучению системного курса литературы
в основной школе.
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ
ЛЕКСИЧЕСКИ Й
УРОВЕНЬ ТЕКСТА
ГРАММАТИЧЕСКИЙ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков.
Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
ПЕРВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ:
работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции. В этом случае имеет место речевое дыхание, процесс управляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточно быстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания для удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного и естественного произнесения группы слов.
Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне
является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. ИСТОЧНИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ:
- Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари, справочники.
- Речевая среда в семье, среди друзей.
- Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
- Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
- Словари, справочники.
ПРИЁМЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
а) самостоятельные: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, словарям – толковому, синонимическому и другим,
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов;введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников;
СЛОВАРНЫЕ ИГРЫ:
КРОССВОРДЫ (РЕШЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ СВОИХ), РЕБУСЫ, ШАРАДЫ.
ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФАМИЛИЙ, ИМЁН, ТОПОНИМОВ – НАЗВАНИЙ ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, РЕК, ОЗЁР.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с предложениями подразделяются
- аналитические (разбор предложений)
- систематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на:
- «по образцу»,
- конструктивные,
- коммуникативно-творческие.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗЦОВ:
- ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОБРАЗЦОВ, АНАЛИЗ ИХ СМЫСЛА И ФОРМЫ, ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫБОР СЛОВ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ; ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПРОЗЫ; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ, КАК ПРОСТЕЙШИЙ ПРИЁМ, ТАК КАК ВОПРОС ПОДСКАЗЫВАЕТ СТРУКТУРУ ОТВЕТА; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, АНАЛОГИЧНЫХ ДАННОМУ.
- ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОБРАЗЦОВ, АНАЛИЗ ИХ СМЫСЛА И ФОРМЫ, ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫБОР СЛОВ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ; ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПРОЗЫ; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ, КАК ПРОСТЕЙШИЙ ПРИЁМ, ТАК КАК ВОПРОС ПОДСКАЗЫВАЕТ СТРУКТУРУ ОТВЕТА; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, АНАЛОГИЧНЫХ ДАННОМУ.
- ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОБРАЗЦОВ, АНАЛИЗ ИХ СМЫСЛА И ФОРМЫ,
- ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
- ВЫБОР СЛОВ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ,
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ;
- ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПРОЗЫ;
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ, КАК ПРОСТЕЙШИЙ ПРИЁМ, ТАК КАК ВОПРОС ПОДСКАЗЫВАЕТ СТРУКТУРУ ОТВЕТА;
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, АНАЛОГИЧНЫХ ДАННОМУ.
КОНСТРУКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- восстановление деформированного текста; деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения; то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; соединение 2-3 предложений в одно; построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами); выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
- восстановление деформированного текста; деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения; то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; соединение 2-3 предложений в одно; построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами); выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;
- соединение 2-3 предложений в одно;
- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников; даются опорные слова или сочетания; задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников; даются опорные слова или сочетания; задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания;
- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
УРОВЕНЬ ТЕКСТА
ТЕКСТ ОБЛАДАЕТ:
ЕДИНСТВОМ
ТЕМЫ И ЗАМЫСЛА
ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ
ОПРЕДЕЛЁННОЙ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРОЙ
СИНТАКСИЧЕСКИМИ И ЛОГИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ ВНУТРИ ЕГО КОМПОНЕНТОВ И МЕЖДУ НИМИ
ВИДЫ ТЕКСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах; различные текстовые выступления учащихся; различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок; сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; записи по наблюдениям, ведение дневников; различные виды драматизации, инсценировка рассказов; статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах; различные текстовые выступления учащихся; различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок; сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; записи по наблюдениям, ведение дневников; различные виды драматизации, инсценировка рассказов; статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
- различные текстовые выступления учащихся;
- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
- записи по наблюдениям, ведение дневников;
- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
ПУТИ УСИЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1. Грамотная, точная, выразительная речь учителя.
2. Усиление лексической работы на уроке.
3. Широкое использование текста с целью:
- как источник словарного материала для орфографической и грамматической работы на уроке;
- как средство включения в связную речь проработанного словарного материала.
КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
“ Я СЛЫШУ – Я ЗАБЫВАЮ,
Я ВИЖУ – Я ЗАПОМИНАЮ,
Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ”.