Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 по астрономии "Солнечный свет — источник энергии"»
Практическая работа №2
Солнечный свет — источник энергии*
Внимание! При выполнении этой работы нельзя смотреть на Солнце без специального светофильтра!
Цель: измерить количество солнечной энергии, которую получает определенный участок поверхности Земли в течение определенного времени.
Оборудование: карандаш, линейка.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Количество энергии, которую получает поверхность Земли от Солнца, зависит от угла падения солнечных лучей і:
E = qcosi,
где q ≈ 1,4 кВт/м2 — солнечная постоянная, или количество энергии, которую получает единица поверхности Земли, если солнечные лучи падают перпендикулярно к поверхности, то есть при i = 0°. На широте 50° количество энергии, которую получает поверхность за долгий летний день, достигает 7 (кВт · ч)/м2 = 25,2 · 106 Дж/м2, что больше даже той солнечной энергии, которую получает поверхность на экваторе, где круглый год продолжительность дня составляет 12 часов.
Для определения количества энергии, которую получает определенный участок площадью S за промежуток времени t, будем считать, что угол падения солнечных лучей за это время остается постоянным:
E = qStcosi.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Измерьте длину карандаша Н и тени L от солнечного света. Для этого установите карандаш перпендикулярно к плоскости стола. Найдите угол падения солнечных лучей по формуле:
і = arctg (Н/L).
2. Определите площадь школьного двора S.
3. Вычислите по формуле (2) энергию, которую получает от Солнца школьный двор в течение 1 часа.
4. Результаты запишите в таблицу:
Н, м | L, м | і, ° | S, м2 | Е, кВт·ч |
| | | | |
Сделайте вывод.
Дополнительное задание. Определите, сколько времени сможет светиться электрическая лампа мощностью 100 Вт, если на ее работу будет потрачено 50% полученной солнечной энергии.
* Эту работу можно выполнить дважды в год — зимой и осенью или весной.
Д
ополнительный материал