Практическая работа № 4
Тема: Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.
Цель работы: 1. Познакомить студентов с лексикой стилистические свойства которой связаны с различными сферами её использования (жаргонизмы, диалектизмы, арготизмы; профессионально – технические и терминологические слова.
2. Научить студентов широко использовать в устной и письменной речи изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологических.
Ход работы:
1. Повторить теоретическую часть по лекциям и учебникам.
2. Выполнить практические задания.
Задание №1. Выделите лексику ограниченного употребления, определите стилистическую функцию. При выполнении задания пользуйтесь Толковым словарем" В.И. Даля.
1. Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно пересеченной местности на берегу моря"./Ильф и Петров/. 2.Марина сняла с подлапника прялки обутую в остроносый чирик йогу, сладко потянулась, выгибая широкую, как конский круп, спину. /Шолохов/. 3.Ученикам известно было, что сторож однажды на масленице/ не сходя с места, съел 73 блина и выпил четверть ведра сиводеру, то есть водки» 4.Я встретился с молодой женщиной .... Подкатываю к ней с правого траверза и барабаню по-матросски: :Позвольте покрейсировать вместе с Вами". /В. Прибой/ 5.Через полчаса в доме остаются лишь престарелые и малолетние, потому что прочие уже отправились к исполнению возложенных на них обязанностей. /С.-Щедрин/. 6.На холодных базах до утра скитаются быки и коровы. 7.На службе много лет подряд
Он жил без прегрешения.
Он пересматривая свой взгляд"
И "преломлял решения".
------------------------------------------
Но скудоумье,
Прячь не прячь,
Когда-нибудь да скажется,
Ведь быть "на уровне задач"
Не так легко,
Как кажется.
Он скромно свой покинул пост
Под возгласы приветствия.
Он скромно свой покинул пост
"Ввиду несоответствия".
/С. Эйдлин/.
Задание №2. Выделите экспрессивно-стилистические пласту лексики /торжественная, разговорная, вульгарная/, определите их функцию. Проверьте свои наблюдения по четырехтомному академическому "Словарю русского языка".
1. И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
/Пушкин/
2. На нас Антанта бронированная перла.
0 то не могла нас ваять за горло.
/Маяковский/
Я встретил сегодня в Москве дружка,
Ты где, старик, пропадал ?
На Шуе ? Красивейшая река !
Я что-то о ней читал.
/Дмитриев /
4. Прекрасны и неуловимы,
Меняясь на пути своем,
Стояли северные дымы
Над каждым маленьким жильем.
/Матусовский/
5. Где глав людей отрывается куцый
Главой голодных орд,
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
/Маяковский/
6. У него брезентовый берет,
Серая просоленная роба,
И ему совсем немного лет,
У него в Москве живет зазноба
/В.Боков/
Задание №3. Подчеркните Фразеологизмы. Определите тип ошибки. Исправьте её.
1. А вот студенту Петрову ни дополнительные занятия, ни индивидуальные занятия совершенно не помогали. Вот уж истино не в коня корм. 2.Ну как было не пожалеть публику, уходившую не солоно похлебавши. 3.Мужик, осклабясь, сказал: "Брань на воротник не виснет?" 4.Школьник пересказал прочитанный текст слово в слово. 5. Чем черт не тешит, попробую и я стихи писать. 6.Нами в связи с этим были предприняты меры. 7. Этот человек был на диво опытным и искусным втирателем очков. 8. Кошевой вырастает в моих глазах от мальчишки до взрослого юноши, который принимает смелое решение. 9.Ноадрев прожигал свои доходы и жизнь. 10.Народ совершил победу» 11.Писатель Шолохов своим романом дал большой вклад в литературу.