СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа - функциональная грамотность на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВПР, НИКО, ПИЗА - все проверочные работы основаны на функциональной грамотнисти учащихся. Каким же образом можно подготовить детей к этим работам? На внеурочной деятельности, например, при прогулке в парке можно провести познавательную-интерактивныую экскурсия. Детям будет интересно, позновательно с учетом современных детей и технологий образования.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа - функциональная грамотность на уроках биологии»

Урок в Гагаринском парке начинается с решения ситуационной задачи. Ребята разрабатывают меры по защите птиц в зимнее время, изучая разнообразие птиц. После обсуждения ситуационной задачи работают вблизи пруда в парке. Работа ведётся в малых группах, каждая из которых имеет своё задание по изучению признаков птиц разных экологических групп. Итоги работы обсуждаются в группе. Участники группы готовят сообщение и листовки (буклеты) об общих признаках изученных представителей птиц и их отличительных особенностях для итоговой конференции. На итоговой конференции обобщаются результаты работы всех групп, выделяются основные признаки класса птиц и особенности разных экологических групп, освещаются вопросы помощи пернатым зимой.

Ситуационная задача

Посмотрите возле пруда всегда очень много людей, которые кормят птиц. Разве это не замечательно, что мы помогаем птицам в зимнее время. Однако обратите внимание на запрещающие таблички. Они говорят о том, что запрещено кормить птиц хлебом. В наших силах помочь в этот трудный период для пернатых, давайте разработаем листовки по особенностям кормления разных птиц в зимнее время, зная особенности разных экологических групп. Это будет интересно и малышам нашей школы.



Задания:

  1. Предположите, какие последствия для птиц могут привести после кормления хлебом. Почему особенно опасно это для водоплавающих пернатых?

  2. Проанализируйте разнообразие птиц Гагаринского парка, с чем это связано?

  3. Перечислите способы защиты и помощи птицам зимой.

  4. Предложите способы экологического воспитания младших школьников по вопросам помощи птицам зимой, учитывая повышенную активность и уровень знаний детей?











Задание для первой группы

1. Работу проводите вокруг большого пруда Гагаринского парка. Обратите внимание на водоплавающих птиц. Ваша группа работает с представителями:

лебедь шипун, утка кряква, утка мандаринка, водяные курочки.



Название вида

Особенности внешнего вида

(окрас оперения, размер, строение лап, клюва)

Особенности питания





























1. К каким отрядам относятся эти птицы?

2. Какие приспособления помогают им осваивать водную среду?

3. Какие особенности в прикорме в зимнее время.

4. Возле озера найдите перо «одной» из вашей птицы, каково его строение?

5. В сети интернет найдите загадки по этим птицам, или придумайте свои.

6. Какие интересные факты можно рассказать младшим школьникам об этих птицах?

7. Обсудите выполненную работу: проанализируйте, какие из использованных вами в работе признаков могут быть применены для определения принадлежности птиц к классу, отряду. Какие из признаков можно использовать для определения рода и вида птиц?

8. Подготовьте итоговое сообщение на тему «Морфологические особенности изученных птиц как представителей водоплавающих».

9. Сфотографируйте понравившиеся пернатых. В свободное время создайте листовку (брошюру) для младших школьников.

!!!Уточните свой ответ, используя информацию из интернета. (https://givotniymir.ru/category/pticy/)





Задание для второй группы

  1. Работу проводите в парковой зоне Гагаринского парка. Обратите внимание на птиц парковой зоны. Ваша группа работает с представителями:

воробей домовый, голубь сизый, серая ворона, сойка обыкновенная .

Название вида

Особенности внешнего вида

(окрас оперения, размер, строение лап, клюва)

Особенности питания





























1. К каким отрядам относятся эти птицы?

2. Какие приспособления помогают им осваивать наземно-воздушную среду?

3. Какие особенности в прикорме в зимнее время.

4. По рисунку опишите внешнее строение птиц, каковы особенности для полета?

5. В сети интернет найдите загадки по этим птицам, или придумайте свои.

6. Какие интересные факты можно рассказать младшим школьникам об этих птицах?

7. Обсудите выполненную работу: проанализируйте, какие из использованных вами в работе признаков могут быть применены для определения принадлежности птиц к классу, отряду. Какие из признаков можно использовать для определения рода и вида птиц?

8. Подготовьте итоговое сообщение на тему «Морфологические особенности изученных птиц как представителей водоплавающих».

9. Сфотографируйте понравившиеся пернатых. В свободное время создайте листовку (брошюру) для младших школьников.

!!!Уточните свой ответ, используя информацию из интернета. (https://givotniymir.ru/osyodlye-pticy-opisaniya-nazvaniya-i-vidy-osyodlyx-ptic/#Golub)



Задание для третьей группы

Работу проводите в парковой зоне Гагаринского парка. Обратите внимание на птиц парковой зоны. Ваша группа работает с представителями: ушастая сова, пестрый дятел, синица большая, пустельга.

Название вида

Особенности внешнего вида

(окрас оперения, размер, строение лап, клюва)

Особенности питания





























1. К каким отрядам относятся эти птицы?

2. Какие приспособления помогают им осваивать наземно-воздушную среду?

3. Какие особенности в прикорме в зимнее время.

4. Какие признаки хищных птиц, в чем особенность сов, как ночных хищников?

5. В сети интернет найдите загадки по этим птицам, или придумайте свои.

6. Какие интересные факты можно рассказать младшим школьникам об этих птицах?

7. Обсудите выполненную работу: проанализируйте, какие из использованных вами в работе признаков могут быть применены для определения принадлежности птиц к классу, отряду. Какие из признаков можно использовать для определения рода и вида птиц?

8. Подготовьте итоговое сообщение на тему «Морфологические особенности изученных птиц как представителей водоплавающих».

9. Сфотографируйте понравившиеся пернатых. В свободное время создайте листовку (брошюру) для младших школьников.

!!!Уточните свой ответ, используя информацию из интернета. (https://givotniymir.ru/hischnye-ptitsy-nazvaniya-opisanie-klassifikatsiya-i-foto-hischnyh-ptits/)



Тест

1. Назовите хищную птицу

  1. Сова

  2. Ворона

  3. Голубь

2. Выберите насекомоядных птиц

  1. Синица

  2. Королёк

  3. Орёл

  4. Сорока

3. Крупные птицы, из группы водоплавающих птиц. Оперение чисто белое, пара сохраняется всю жизнь

а) Утки

б) Гуси

в) Лебеди


4. Какая группа птиц имеет обильный пух и толстый жировой слой?

а) Водоплавающие

б) Степные

в) Болотные


5. Ночные хищные птицы имеют:

а) Слабооперённую переднюю часть головы и шеи

б) Длинный хвост, цепкие пальцы.

в) Мягкое, рыхлое оперение

г) Уплощённое лодковидное тело, перепонки на лапах


6. Какие птицы относятся к парковым и садовым?

а) Рябчик

б) Синица

в) Аист


7. Для какой группы птиц характерны короткие ноги и мощные грудные мышцы?

а) Лесные

б) Воздушных открытых пространств

в) Водно-воздушные


8. Чем питаются дятлы?

а) Ягоды

б) Орехи

в) Насекомые или личинки насекомых


9. Где гнездятся вороны?

а) На деревьях

б) На земле

в) В дуплах


10. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они...

а) Теплокровны и пища является для них источником энергии

б) Имеют сухую кожу

в) Способны к полету