СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа_Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа_Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Практическая работа №1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Цель: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Задачи:

Рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом); вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов; научиться готовить препараты клеток кожицы лука; изучить явление плазмолиза и деплазмолиза.В результате наблюдения различных клеток, провести их сравнительный анализ и сделать вывод о сложности их строения.

Оборудование:

Микроскопы; готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток; луковица лука; концентрированный раствор NaCl; фильтровальная бумага; пипетки; покровное и предметное стекла; синие чернила; йод; чайная ложечка; схемы и рисунки о строении растительной, животной и грибной клеток.


Ход работы

Практическая часть:

  1. Работа с микроскопом, подготовка препарата



  1. Подготовить микроскоп к работе

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив 8 - в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив.Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

2. Приготовить препарат кожицы чешуи лука

- Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

- Отделить от кусочка луковицы мясистую чешуйку. На внутренней стороне ее находится тонкая пленка. Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

- Расправить кожицу препаровальной иглой.

- Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

- Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха

- Установить приготовленный препарат на предметный столик микроскопа.

- Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

3. Наблюдение явления плазмолиза


- Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

- С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее.

- Через некоторое время начнется плазмолиз.

- Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

- Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза (найдите. Сделать необходимые подписи к рисунку

4. Наблюдение явления деплазмолиза

- Произвести замену раствора хлорида натрия водой с помощью фильтровальной бумаги

- Наблюдать за изменениями в клетке

- Сделать рисунок клетки. Объяснить результат

5. Сделать выводы о явлениях плазмолиза и деплазмолиза

Плазмолиз – это …

Деплазмолиз - это …

Плазмолиз и деплазмолиз можно наблюдать только в __________клетках. Какова скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов

6. Работа с раздаточным материалом

Сделать рисунки в рабочей тетради (рис.1, 3, 5)

7. Подведение итогов

Сравнить строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы



Рис.1. Клетки кожицы лука под микроскопом. Приготовление препарата чешуи кожицы лука


Рис.2. Клетки под микроскопом


Рис.3. Клетка эпителиальной ткани слизистой ротовой полости человека

Рис.4. Одноклеточные грибы


Рис.5. Строение дрожжевой клетки




Теоретическая часть (задания для проверки)

1.Рассмотрите рисунки, составьте правильную последовательность приготовления микропрепарата эпидермиса лука.

1

2

3

4

5

6



2. Запишите в тетрадь данные таблицы «История изучения клетки».



3. Изучите самостоятельно информацию о клеточной теории и запишите в рабочую тетрадь положения современной клеточной теории. Чем современные положения отличаются от теории Т. Шванна?

4. Ответьте на контрольные вопросы

Контрольные вопросы

  1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?

  2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

  3. Какое из положений клеточной теории можно обосновать проведенной работой.

  4. Дайте определение терминам – осмос, тургор.

  5. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?