ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14
РАССЧЁТ ПЛЕЧ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА .
ЦЕЛЬ,
- Приобрести навыки в определении продольной остойчивости судна,
- научиться рассчитывать плечи остойчивости по Мв, Мк и углу крена судна.
-чтение судовой документации и диаграммы продольной остойчивости;
ВРЕМЯ: 2 часа.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Повторить по конспекту темы по остойчивости судна.
2.Расчет плеч статической остойчивости
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
1 Определение угла крена при действии заданного кренящего момента;
2.Определение кренящего момента по известному углу крена;
3.Определение наибольшего кренящего момента, который судно выдерживает не опрокидываясь.
В условиях эксплуатации водоизмещение и положение ЦТ судна постоянно изменяются и для суждения об остойчивости при различных состояниях нагрузки необходимо иметь возможность построения диаграмм статической и динамической остойчивости для любых значений водоизмещения (А) и аппликаты центра тяжести, и (Zg.) Для этой цели используются кривые плеч статической остойчивости и остойчивости формы (судна)

Обозначения на рисунках и диаграммах.
lк - кратчайшее расстояние от начала координат (точка 0) до линии действия сил поддержания при произвольном угле наш- нения 0;
lф- кратчайшее расстояние от начального центра величины (точка С0) до линии действия сил поддержания;
lm - кратчайшее расстояние от
начального метацентра (точка щ) до линии действия сил поддержания; Так как указанные плечи зависят при данном угле наклонения не только от осадки
судна, но и от формы подводной части корпуса, то все эти плечи называют плечами остойчивости формы, а индексы при обозначении плеча
lк , lф , lm-
обозначают. до какой точки в ДП изменены эти плечи.
ЗАДАНИЕ 1. Расчет плеч статической остойчивости.
Произвести расчёт плеч восстанавливающего момента l ст (остойчивости). Определить аппликату центра величины Zc с помощью «кривых ЭТЧ судна для осадки d =5,58, Δ=366 7т и построить ДСО при условии: ( ЦВ -начальный, судно без крена)
Определить аппликату ЦВ Zc с помощью кривых ЭТЧ судна для заданной осадки.
Дано:
d = 5.58 м.
Δ=3667
Z g= 5.79м,.
Zc= 3.11м;
РЕШЕНИЕ:
1.Определяем плечо восстанавливающего момента Мв. (lв)
а= Z g- Zc= 2.68м.
2. Для Θ⁰ =10⁰ l в=( Z g- Zc)sin10⁰(0,174) = 2.68 sin10⁰ =0.465м.
Для Θ⁰ =2 0⁰ (0,342)
Для Θ⁰ = 30⁰ (0,500 )
Для Θ⁰ = 40⁰ (0, 643)
Для Θ⁰ =5 0⁰ (0,766 )
Для Θ⁰ = 60⁰ (0, 866 )
Для Θ⁰ =7 0⁰ (0,940)

2.Определяем плечо формы судна l ф
3. 3. а 3.На основании расчётов построить рабочую диаграмму статической остойчивости судна.
ЗАДАНИЕ№ 2
Построить рабочую ДСО для судна. Δ=360т.;
ДАНО:
d = 3.39м .
Zg=2.9lM;
Zc= 2.10м;
ТАБЛИЦА СИНУСОВ
Sinl0°=0.174; Sin20°=0.342; Sin30° =0.500; Sin 40°=0.643 ; Sin 50°=0.766 ;
Sin 60°=0.866; Sin 70°=0.940 ; Sin 80°=0.965 ; Sin90°=1.000.
Плечи l в = для Sinl0° =
Sin20°=
Sin 30° =
Sin40° =
Sin50° =
Sin 60° =
Sin 70 =
Sin 80° =
Sin 90° =
Плечи lф
Sin20°=
Sin 30° =
Sin40° =
Sin50° =
Sin 60° =
Sin 70 =
Sin 80° =
Sin 90° =
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТ ПОСТРОЕНИЯ ДСО
1.Строим диаграмму ДСО по величинам lф и l в
2. Аппликату центра величины по кривым этч
3.Рассчитываем метацентрическую высоту (h) по формуле- h = r+Zc-Zg

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 15. ПОСТРОЕНИЕ ДСО ПО ИХ СВОЙСТВАМ
ЦЕЛЬ, -
Приобрести навыки в определении продольной остойчивости судна по их свойствам.
ВРЕМЯ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
1 Определение угла крена при действии заданного кренящего момента;
2.Определение кренящего момента по известному углу крена;
3.Определение наибольшего кренящего момента, который судно выдерживает не опрокидываясь.
В условиях эксплуатации водоизмещение и положение ЦТ судна постоянно изменяются и для суждения об остойчивости при различных состояниях нагрузки необходимо иметь возможность построения диаграмм статической и динамической остойчивости для любых значений водоизмещения (А) и аппликаты центра тяжести, и (Zg.) Для этой цели используются кривые плеч статической остойчивости и остойчивости формы (судна)
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Повторить по конспекту темы по остойчивости судна.
2. Построение ДСО по её свойствам.
СВОЙСТВА ДСО
Свойство 1
Угол крена при котором диаграмма достигает максимума, представляет собой предельный угол, до которого можно плавно увеличивать кренящий момент.

Свойство 2
Предельный угол, до которого может наклониться судно так, чтобы после прекращения воздействия кренящего момента Мкр оно могло выпрямиться (самостоятельно вернуться в исходное — прямое — положение), называется углом заката диаграммы 03. В нашем примере 03 = 74°.

Δ=1600т.Какому моменту будет соответствовать
Ιст.=0.250м.
Свойство 3.
При действии постоянного кренящего момента Мкр восходящая ветвь диаграммы характеризует устойчивое положение равновесия, а нисходящая — неустойчивое.
Чему равен Мв, если Δ=1600,а
Ιст.=0.57м.
СВОЙСТВО 4
Касательная к начальному участку диаграммы отсекает на перпендикуляре из угла
Θ⁰ равного 1 рад(57,3градуса) на оси углов
Θ⁰,отрезок, который равен начальной метацентрической высоте h
Чему равна метацентрическая высота h на данном рисунке.

Задание №1
Построить ДСО по её свойствам.
Требования Морского Регистра
Требования | Соответствие Регистра диаграммы Для судов L 105 м Ι ст.max
0,20 м при Θ⁰ст, max
30° Соответствует Угол заката диаграммы Θ⁰ зак 60° » Площадь диаграммы до угла Θ⁰ = 30° (площадь I) не » должна быть менее площади 0,055 м • 1 рад (площадь II)"
ιст
1,0
0,8
0,6
,4
02
1 рад (57,3*)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ДСО
1.Вычертить систему прямоугольных координат и выбирать масштаб плеч l ст.
Например l ст - (
0,1м-1см.,) масштаб углов
10°-1,5см. 2.Для контроля правильности построения начального участка диаграммы рассчитаем h (условную метацентрическую высоту) h
= r+ Zc- Zg
3.Отложить h
на перпендикуляре к углу 0 = 1 рад(57,3°), 4.Провести касательную к начальному участку диаграммы (на основании свойства ДСО: «касательная к начальному участку ДСО отсекает на перпендикуляре к углу 0=1 рад отрезок, равный начальной метацентрической высоте»).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №16
Расчёт остойчивости судна с помощью «Информации об остойчивости».
ЦЕЛЬ,
- Приобрести навыки в определении продольной остойчивости судна,
-использовать методы определения посадки судна,
-чтение судовой документации и диаграммы продольной остойчивости;
ВРЕМЯ: 2часа .
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
1 Определение угла крена при действии заданного кренящего момента; 2.Определение кренящего момента по известному углу крена;
3.Определение наибольшего кренящего момента, который судно выдерживает не опрокидываясь.
В условиях эксплуатации водоизмещение и положение ЦТ судна постоянно изменяются и для суждения об остойчивости при различных состояниях нагрузки необходимо иметь возможность построения диаграмм статической и динамической остойчивости для любых значений водоизмещения (А) и аппликаты центра тяжести, и (Zg.) Для этой цели используются кривые плеч статической остойчивости и остойчивости формы (судна)
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Повторить по конспекту темы по остойчивости судна.
3.Построить ДСО по кривым плеч остойчивости указанного судна.
ЗАДАНИЕ №1. Рассчитать остойчивость судна с помощью «Информации об остойчивости»
1. Судно стоит на прямом киле. Состояние нагрузки судна - судно порожнем. Zc =1.94; r=2.27; zg=3.09; zm=4.21. Δ =317; d=3.14
Дано.10°-0.2; 20°-0.42; 30°-0.56; 40°-0.5; 50°-0.42; 60°-0.3; 70°-0.1
Найти значение метацентрической высоты (h ) и дать характеристику остойчивости
(Θ⁰зак Θ⁰mах. Мкр. М опр.)
2.Судно стоит на прямом киле. Судно с 10% судовых запасов при обледенении. Zc =1.94; r=2.27; zg=3.09; zm=4.21. Δ =317; d=3.14
Дано.10°- 0.2; 20°- 0.36; 30°0.44-; 40°- 0.3; 50°- 0.27; 60°- 0.13;
Найти значение метацентрической высоты (h ) и дать характеристику остойчивости ( Θ⁰mах. Θ⁰ зак. Мкр. М опр.)
задание №2.
Построить диаграмму статической остойчивости при значении Мкр , используя значения:
lст. mах. - 0.65 м. Мт.м. = 1200 т.м.;
Θ⁰ ст. mах.=40⁰водоизмещение судна Δ=1600т.
Решение
1.Определяем Mв max.
Δ ст. max = _____.
Ответ. Мв max. для судна водоизмещением 1600тм________
Вывод:
Чемθ⁰ судна тем вероятность смещения грузов , а следовательно смещение ЦТ судна, что приводит к понижению крутизны ДСО
задание № 3
Объяснить значение ДСО по высоте начального участка и ширине

ОБЬЯСНЕНИЕ.
Крутизна и высота ДСО зависит от___________ , а также от величины ____________.
Из кривых ДСО 1 и 2 видим:
-при действии одного и того же Мст.кр углы равновесия судов будут ________ .
Ответ:
1.ДСО судна№1 Мст.кр
2. ДСО судна№2 Мст.кр≥ Мв -судно ____________ .
Вывод: Крутизна начального участка, протяжённость и высота ДСО зависят от ____________________, а также от_____________
задание № 4
Построить диаграмму статической остойчивости после переноса груза вверх (Z2 Z1) и дать характеристику.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
1. Диаграмма остойчивости _________
2. Восстанавливающий момент _________.
3. метацентрическая высота (h) ._________
4. Плечо статическое максимальное ___________ .
5. Угол статический максимальный и угол заката диаграммы ___________.
задание № 5
Построить диаграмму статической остойчивости при перемещении груза вниз судна
(Z2 Z1). Дать характеристику.
1. Восстанавливающий момент______ 2. Остойчивость _____.
3. Θmax и Θзак. __ __ .4. метацентрическая высота h ________
задание № 6
Судно идет в море с креном на правый борт. Внезапно шквал ветра с левого борта, изменил направление и налетел с правого борта. Построить диаграмму статической остойчивости и дать характеристику.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
Судно имеет начальный постоянный крен на правый борт Θ ˚.
Шквал налетел с левого борта
Судно имеет Мкр, который определяется равенством площадей S ABC и CDE
Шквал налетел с правого борта
Судно имеет Мкр2, который определяется равенством площадей S AFG и GHI
Вывод:
М2M1 - опаснее будет шквал действующий в ту же сторону, куда накренено судно.
задание № 7
Построить ДСО с отрицательным и положительным метацентрической высотой(h ), и дать им характеристику( графический метод).

Характеристика КРИВОЙ №1 .
Начальный участок ДСО расположен под осью шкал Θ⁰. Метацентрическая высота ( h) _____. Судно _________ , плавает _______
Вывод: Судно _________ Момент опрокидывающий _________
Характеристика кривой №2
Начальный участок ДСО_____ Метацентрическая высота ( h) ____ Значит судно с _____ надводным бортом. Остойчивость ?. Возрастание Мв происходит_____ на начальном участке. Такую ДСО имеют пассажирские суда.
Вывод: судно _______ соответствует Реестру об остойчивости.?
задание № 8
Построить диаграмму судна с высоким надводным бортом с устойчивым равновесием и дать ей характеристику

1. Диаграмма имеет точку перегиба и начальный участок идущий __________
2. Возрастание Mв происходит __________ , чем у остальных судов.
3. Диаграммы такого вида имеют морские суда __________ , _____________.