Данный материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе предназначен для обучающихся девятых классов, хотя может использоваться в рамках внеурочной деятельности. Инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.
* Материал взят из учебника Химия 11 класс, Базовый уровень, Еремин, Кузьменко
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Получение (синтез) медного купороса"»
Практическая (лабораторная) работа
Синтез медного купороса
Рабочее место № __
Цель работы: изучить методику получения сульфата меди (II) и провести его синтез.
Оборудование (проверить наличие): чистая пробирка, химический стакан (50 мл.), стеклянная палочка, шпатель, держатель для пробирок, спиртовка, спички, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, штатив с муфтой и кольцом.
Реактивы (проверить наличие): оксид меди (II), серная кислота (20% р-р).
Техника безопасности |
| Разогретая серная кислота - очень опасный реактив! Будьте крайне осторожны и избегайте её попадания на кожу, одежду и рабочие поверхности. |
|
Теория по теме: Медный купорос - пятиводный сульфат меди CuSO4 * 5H2O - одна из важнейших солей меди, которая часто используется в качестве исходного сырья для получения других соединений меди. Обладает дезинфицирующими, антисептическими, вяжущими свойствами. Применяется в медицине, в растениеводстве как антисептик, фунгицид или медно-серное удобрение.
Ход работы
Получение раствора сульфата меди.
Заполните пробирку на одну четверть выданным вам раствором серной кислоты. Поместите пробирку в держатель и аккуратно нагрейте раствор почти до кипения, сначала прогрев всю пробирку в пламени, а затем сконцентрировав нагревание в нижней части пробирки. Следите за тем, чтобы отверстие пробирки во время нагревания было направлено в сторону от вас и соседей!
С помощью шпателя насыпьте в пробирку немного порошка оксида меди. Перемешайте раствор стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
Прибавьте следующую порцию оксида меди и снова перемешайте. Добавляйте оксид меди в раствор до тех пор, пока он не перестанет растворятся.
Запишите уравнение реакции и наблюдения (признаки реакции) в тетрадь.
Фильтрование. Отделите непрореагировавший оксид меди фильтрованием. Закрепите воронку в кольце штатива, носик её опустите в чистый химический стакан. Приготовьте фильтр (см. рисунок 3) и, пользуясь стеклянной палочкой, перенесите на него раствор сульфата меди.
Упаривание фильтрата. Фильтрат перелейте в фарфоровую чашку и упарьте до появления плёнки на поверхности жидкости.
Кристаллизация медного купороса. Поставьте раствор, находящийся в фарфоровой чашке, кристаллизоваться в сосуд со льдом. Выделившиеся кристаллы отфильтруйте. Дополнительное кол-во кристаллов может быть получено при испарении оставшегося раствора, из которого уже выделились кристаллы. Какой цвет имеют кристаллы медного купороса? При наличии микроскопа рассмотрите форму кристаллов и зарисуйте их.
В отчёте опишите ход работы. Запишите вывод по работе в соответствии с поставленной целью. Удалось ли достичь цели?
После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!