Название методического мероприятия: Мастер-класс по теме «Эксперимент как активный метод обучения в начальной школе»
Цель методического мероприятия: создать условия для распространения собственного педагогического опыта в процессе активного
педагогического общения по использованию метода эксперимента для развития познавательной активности младших школьников.
– познакомить слушателей с опытом работы по использованию метода эксперимента в начальной школе на разных уроках и во внеурочной
– вовлечь педагогов в совместную экспериментальную деятельность, обосновывая её методическую целесообразность и эффективность;
– совершенствовать умение делиться опытом с коллегами.
| Название этапа мероприятия | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов мероприятия) | Формы организации деятельности участников мероприятия | Действия методиста по организации деятельности участников мероприятия | Действия участников методического мероприятия | Результат действий участников методического мероприятия по достижению планируемых результатов методического мероприятия | Учебные материалы, которые будут использованы на мероприятии |
1 | Организационно-мотивационный | Создать условия, эмоциональный настрой для проведения мастер-класса с целью распространения педагогического опыта. | Фронтальная. | Представляется, произносит вступительную речь. Сообщает тему, мастер-класса. Ставит цель перед участниками. Настраивает на продуктивную работу. Делит на группы. | Слушают педагога-мастера, осмысливают полученную информацию, настраиваются на активную работу. | Готовность к участию в мастер-классе с целью обмена педагогическим опытом. Позитивный эмоциональный настрой слушателей. | https://cloud.mail.ru/public/8vMm/CXNjy5gwq |
2 | Информационный. Погружение в тему | Актуализировать знания участников мастер-класса по предложенной теме. | Фронтальная. | Задаёт проблемный вопрос. Обсуждает со слушателями главные аспекты темы: необходимость внедрения в современную педагогическую практику активных методов обучения, направленных на достижение образовательной цели; особенности эксперимента как метода научного познания и как активного метода обучения; значение использования метода эксперимента в педагогической практике. Организует дискуссию. | Отвечают на вопрос: почему эта тема актуальна для учителя начальных классов? Соотносят цель своей педагогической деятельности с использованием активных методов обучения. Рассматривают понятие «эксперимент» в «широком и «узком» смысле. Обосновывают целесообразность и эффективность использования эксперимента как активного метода обучения. | Вовлечённость в дискуссию. Понимание значения использования эксперимента как активного метода обучения младших школьников. | https://cloud.mail.ru/public/8vMm/CXNjy5gwq |
3 | Представление педагогического опыта | Представить слушателям опыт работы по использованию тренинговых заданий, опытов, экспериментов в начальной школе на разных этапах урока. Познакомить слушателей с системой работы по использованию метода эксперимента в начальной школе на разных уроках, во внеурочной деятельности и её результативностью. | Фронтальная. | Представляет опыт работы по использованию тренинговых заданий, направленных на развитие аналитических и поисковых умений, разных видов экспериментов, которые использует в работе, применяя на разных этапах урока, знакомит с этапами выполнения эксперимента. Представляет систему работы с использованием эксперимента на уроках «Окружающего мира» (проведение опытов, решение экспериментальных задач, участие в исследовательских проектах); уроках «Русского языка» и «Литературного чтения» (использование лингвистического и стилистического эксперимента); уроках «Математики» (определение закономерностей, решение математических головоломок, демонстрация и проведение математических фокусов). Представляет систему работы во внеурочной деятельности (предметные недели, олимпиады, внеклассные мероприятия, конкурсы творческих и учебно-исследовательских работ). Знакомит с результатами работы. Организует диалог с участниками мастер-класса. | Воспринимают визуально и на слух информацию, задают вопросы. Знакомятся с опытом педагога-мастера по использованию метода эксперимента в педагогической практике, с системой работы по использованию метода эксперимента в начальной школе на разных уроках и во внеурочной деятельности, с результатами работы. | Сохранение внимания и интереса на протяжении всего изложения информации педагогом-мастером. Осознание практической пользы применения метода эксперимента в работе педагога, результативности использования системы работы по использованию данного метода работы для развития познавательной активности младших школьников. Формирование внутренней мотивации, направленной на использование представленного опыта педагога-мастера в своей работе. | https://cloud.mail.ru/public/8vMm/CXNjy5gwq |
4 | Практическая работа | Вовлечь педагогов в совместную экспериментальную деятельность, обосновывая её методическую целесообразность и эффективность. | Групповая. | Даёт задания участникам мастер-класса, следит за ходом экспериментов, организует обсуждение, выслушивает мнения о методической значимости конкретного эксперимента, помогает сделать выводы. | Выполняют задания: участвуют в экспериментах, решают методические задачи на определение, практической ценности конкретного эксперимента, анализ его результатов, формулирование выводов. Задание 1. Проведение опыта по определению веществ по запаху. Задание 2. Решение экспериментальной задачи по теме «Свойства воздуха». Задание 3. Определение рационального способа счёта. Задание 4. Лингвистический эксперимент по созданию эпитетов. Задание 5. Лингвистический эксперимент по наблюдению над использованием синонимов в речи. Задание 6. Математический фокус «Лента Мёбиуса». | Вовлечённость педагогов в совместную экспериментальную деятельность. Решение задач, поставленных педагогом-мастером. | https://cloud.mail.ru/public/926B/JHYMs34cs |
5 | Рефлексия | Подвести итог мастер-класса, используя два вида рефлексии (один направлен на осмысление содержания мастер-класса, его методической значимости, другой - на оценку впечатления от проведенной деятельности). | Индивидуальная, фронтальная. | Приём «Синквейн», приём «ХИМС» Предлагает составить синквейн, который будет характеризовать метод эксперимента. Подводит итог деятельности, используя приём «ХИМС». Делает вывод, пожелания. Заканчивает мастер-класс словами венгерского математика Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» | Подводят итоги мастер-класса: составляют и записывают синквейн по плану (ключевое слово «эксперимент»), произносят вслух. Используя приём «ХИМС» (Хорошо… Интересно… Мешало… Возьму с Собой...), подводят итог работы. | Осознание методической значимости эксперимента как активного метода обучения, своей успешности в освоении содержание материала, продуктивности своей работы на мастер-классе. | https://cloud.mail.ru/public/Nkq2/7ZPCSdXM9 https://cloud.mail.ru/public/Z4cr/cKaat31vn |
| Самоанализ проведённого методического мероприятия, оценка эффективности | Методическое мероприятие был проведено в рамках муниципальной методической конференции педагогических работников образовательных организаций муниципального района «Педагог Таймыра – перезагрузка». Форма проведения мероприятия – мастер-класс. Тема: «Эксперимент как активный метод обучения в начальной школе». Цель: создать условия для распространения собственного педагогического опыта в процессе активного педагогического общения по использованию метода эксперимента для развития познавательной активности младших школьников. Задачи: познакомить слушателей с опытом работы по использованию метода эксперимента в начальной школе на разных уроках и во внеурочной деятельности; вовлечь педагогов в совместную экспериментальную деятельность, обосновывая её методическую целесообразность и эффективность; совершенствовать умение делиться опытом с коллегами. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Вступительная часть состояла из приветствия, объявления темы, постановки цели и задач, мотивационной установки, настраивала педагогов на продуктивную работу. Информационная часть была направлена на актуализацию знаний по теме мастер-класса, содержала описание сути метода эксперимента, актуальности его использования, дискуссию, обмен мнениями. Основная часть включала презентацию педагогического опыта педагога-мастера, представление системы учебных занятий по использованию метода эксперимента, совместную экспериментальную практическую деятельность участников мастер-класса и была нацелена на совершенствование опыта педагогов по использованию метода эксперимента. В ходе практической работы участникам мастер-класса были предложены задания, которые предполагали разные виды деятельности педагогов. Им приходилось быть и в роли учеников, выполняя задания, и в роли педагогов, решая методические задачи. На заключительном этапе была проведена рефлексия с использованием приёмов «Синквейн» и «ХИМС», направленная на подведение итогов через осмысление методической значимости представленного материала, оценку своей успешности в освоении его содержания, продуктивности своей работы на мастер-классе. В ходе мероприятия были использованы разные формы организации деятельности участников: фронтальная, групповая. Были применены следующие методы и приёмы: постановка проблемы, лекция, дискуссия, имитационная игра, приём «Синквейн», приём «ХИМС», которые были направлены на активизацию деятельности участников мастер-класса. Психологическая атмосфера в ходе мероприятия была доброжелательной. Общаться с педагогами было легко. Они являлись не просто слушателями, а активными участниками мастер-класса. С большим интересом педагоги участвовали в обсуждении, выполняли практические задания. Поставленная цель была достигнута, задачи реализованы. Мероприятие получило много положительных откликов. |