СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая значимость использования игровых методов на уроках английского языка в 5 классе основной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ УМК к учебнику английского языка « EnjoyEnglish» для 5-6 классов

EnjoyEnglish – учебно-методический комплект по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Данный УМК создан российскими учителями М.З.Биболетовой,  Н.В.Добрыниной и Н.Н.Трубаневой, издан издательством «Титул» в 1998 году и переиздан с изменениями в 2008 году. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в средней общеобразовательной школе.

 Дизайн данного УМК привлекателен, так как весь материал сопровождается красочными иллюстрациями, страноведческие тексты и  справки - яркими фотографиями. Весь состав УМК имеет европейский стандарт в формате 60×84 ̷ 8. Учебник имеет твердый глянцевый переплет. Шрифт подобран удачно, четко видны границы упражнений.

УМК является частью курса английского языка для 2-11 классов и обеспечивает преемственность между начальным и средним этапами обучения. Курс обучения по данному УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, устной и письменной речи, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках обозначения тематики.

Просмотр содержимого документа
«Практическая значимость использования игровых методов на уроках английского языка в 5 классе основной школы»

Практическая значимость использования игровых методов на уроках английского языка в 5 классе основной школы



Анализ УМК к учебнику английского языка « EnjoyEnglish» для 5-6 классов

EnjoyEnglish – учебно-методический комплект по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Данный УМК создан российскими учителями М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной и Н.Н.Трубаневой, издан издательством «Титул» в 1998 году и переиздан с изменениями в 2008 году. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в средней общеобразовательной школе.

Дизайн данного УМК привлекателен, так как весь материал сопровождается красочными иллюстрациями, страноведческие тексты и справки - яркими фотографиями. Весь состав УМК имеет европейский стандарт в формате 60×84 ̷ 8. Учебник имеет твердый глянцевый переплет. Шрифт подобран удачно, четко видны границы упражнений.

УМК является частью курса английского языка для 2-11 классов и обеспечивает преемственность между начальным и средним этапами обучения. Курс обучения по данному УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, устной и письменной речи, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках обозначения тематики.

Курс учитывает реальную ситуацию общеобразовательных школ. В этих условиях необходимо сохранить мотивацию учащихся на достаточно высоком уровне. Для этого авторы постарались:

а) сделать содержание курса нестандартным и привлекательным (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного страноведческого материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и т.п.);

б) обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разных уровней подготовки (подробные и доступные объяснения, повторяемость материала);

в) предоставить возможность построения индивидуальной траектории для отдельных учащихся при сохранении общего темпа прохождения курса (разноуровневые задания, творческие задания, проекты);

г) обеспечить повторение пройденного материала.

Анализируемый УМК рассчитан на 102 учебных часов при трёх занятиях в неделю, что соответствует положениям современного базисного плана и состоит из восьми разделов, каждый из которых рассчитан на одну четверть: Units 1-4 изучаются в 5-ом классе, Units 5-8 в 6-ом классе.

В учебно-методический комплект «Английский с удовольствием» для 5-6 классов входят:

1. учебник,

2. книга для учителя,

3. книга для чтения для 6 класса,

4. рабочая тетрадь,

5. аудиоприложение

Содержание курса полностью соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся [8, C.80]. Концепция, лежащая в основе данного УМК современна и научна, т.к. построена на следующих принципах:

 коммуникативная направленность,

 сознательность в изучении языка,

 опора на родной язык,

 посильность,

 ситуативность и новизна,

 дифференциация и интеграция,

 активность в учебном процессе,

 автономия учащихся, их инициативность в поиске правильного решения при столкновении с трудностями и ошибками в процессе овладения иностранным языком;

 наглядность,

 образовательная и воспитательная ценность обучения,

 социокультурная направленность,

 многократность повторения изученных языковых структур и речевых моделей;

 диагностирующая функция контроля,

 мыслительная активность учащихся в процессе,

 постоянная обратная связь.

Данные принципы активно стимулируют творчество и профессионализм работы учителя.

В данном учебнике во внимании оказывается коммуникативно-когнитивная компетенция, что ориентирует школьников на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, на их развитие и воспитание средствами английского языка.

Для того чтобы включить учащихся в процесс речевого взаимодействия, в курсе используются проблемные задания репродуктивного и частично продуктивного характера с опорой на устные и письменные тексты, в которых учащимся сначала необходимо понять передаваемую информацию, а затем частично трансформировать с учетом речевой задачи, сохраняя при этом речевые структуры и модели самого текста, например:

 talk about yourself using exercise 1 as a model (стр.7, упр.2);

 use the above conversation as a model and think with your classmates about arranging a hiking trip, making / having a picnic, visiting a sick friend, going to he theatre (стр. 34, упр. 25);

 read the rules for parents and their children and add your own rules (стр.46, упр.17);

 read the script to your classmates and discuss wich script ist he best(стр.55, упр. 42).

Предлагаемые устно-речевые задания обеспечивают реализацию требований программы к развитию коммуникативных навыков учащихся. Упражнения, предлагаемые данным УМК, носят ситуативный характер. Они ориентированны на активизацию деятельности учащихся в значимом для них контексте, всегда имеют смысловую значимость и достаточный уровень проблемности.

Учебник содержит различные по содержанию тексты:

a) аутентичные;

b) адаптированные;

c) специально написанные.

Аутентичные тексты, предложенные в данном учебнике, носят разнообразный характер. Это страноведческие тексты, познавательно-документальные, тексты на заполнение бланков и анкет, вопросники, письма детей, заметки, фрагменты интервью, информация из словарей и энциклопедий, карты городов мира, рекламные и информационные объявления. В процессе обучения детям предлагается также ряд адаптированных фрагментов из художественной литературы «Dayout», «ThePuppyWhoWanted a Boy», в секции EnjoyReading – детям предлагается не только отрывки из художественной литературы, но и смешные тексты, носящие анектодический характер.

В книге для чтения учащиеся знакомятся с известным английским произведением «Comeback, AmeliaBedelia» английского писателя ПэггиПериша. Все тексты снабжены различными видами упражнений, при выполнении которых у учащихся формируются навыки самостоятельной работы, анализа т. е. учащиеся учатся находить интересующую информацию, выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной, пользоваться языковой контекстуальной догадкой при чтении, прогнозировать содержание текста по заголовку, игнорировать лексические и языковые трудности, не влияющие на понимание и что особенно важно, такие виды заданий вырабатывают навыки, необходимые при сдачи ЕГЭ.

Примерные виды заданий к текстам[9, C.208]:

 Whosaidthefolloing?

 Say what do you think?

 Provethat ….

 Read аnd find out why the farmer was so happy

 Look at the pictures and put them in the correct order

 Put them in the correct order

 What do you think is the main idea of the story? Explain your choice.

 What could these people tell their friends about Amelia

 Giveyourarguments

 Make up your own ending to the story( стр.32, упр.21)

Табл 1.



Методический аппарат включает в себя упражнения, которые носят дифференцированный характер. Это такие виды упражнений как:

Задания формируются так, чтобы в их выполнении был виден коммуникативный смысл. А наличие в каждом задании образцов правильного их выполнения повышает качество изучения запоминания материала. Кроме этого учебник содержит грамматический справочник и словарь, которые позволяют учащимся успешно выполнять предлагаемые задания.





Схема 1.



Несомненным плюсом УМК является его оформление. Оно красочное, яркое, много иллюстраций, схем, таблиц, что повышает качество изучения. Задания с проектной деятельностью встречаются, но их не достаточно (например, стр.71 упр.35 makeapresentationofyourtour.Tellabouttheplacesyouwouldliketoshowtoyouvisitor. ). Я считаю, что надо предоставить учащимся больше самостоятельности, больше давать таких заданий при повторении тем.

В учебнике подобраны диалоги на различные темы, которые соответствуют правилам речевого этикета и что особенно важно, формируют у учащихся минимально достаточный уровень коммуникативной компетенции.

Задания формируются так, чтобы в их выполнении был виден выход в реальное общение (dicussthetableonpage 18 withyourpartner- стр.17 упр.37; readtherulesanddiscussthemwithyourclassmates.Addyourownrules- стр.14 упр.27 ;yourbrotherisgoingtovisitFinlandnextmonth. Askhimquestionsabouthisplans - стр.31 упр.17 ит.д.) При этом используются разные формы работы (парные, индивидуальные, групповые, коллективные).

Таким образом, создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, что способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнёром.

Каждый юнит учебника имеет раздел “Homework”, задания которого направлены на контроль пройденного материала. Этот раздел продублирован в рабочей тетради, в которой учащиеся выполняют разнообразные задания на закрепление грамматических и лексических навыков.

В Книге для учителя четко сформулированы задачи и указан новый языковой материал по всем видам речевой деятельности на каждый раздел. Даются подробные рекомендации к каждому разделу учебника и учителю не требуется много времени на подготовку к уроку. С учебником можно работать без постоянного обращения к Книге для учителя.

Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «EnjoyEnglish» являются:

1) соответствие Европейским стандартам в области изучения иностранных языков;

2) формирование у школьников коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении и письме) в реальных ситуациях общения в их интеграции;

3) развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений;

4) включение учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран, знакомство их с миром зарубежных сверстников;

5) развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;

6) разнообразие составляющих его компонентов;

7) уникальная структура и содержание учебников, их яркое и красочное оформление, прекрасно составленное аудио сопровождение;

8) УМК строятся на принципах активного и гуманистического подходов к преподаванию иностранного языка.

2.2. Уроки английского языка с использованием игровых методов в 5 классе

Существуют два раздела игр:

К первому разделу можно отнести игры по: грамматике, лексике, фонетике и орфографии, предназначенные для формирования навыков речи. Поэтому такие игры носят название «Подготовительные».

Более третьей части пособия составляют игры по грамматике, так как грамматический материал в особенной мере позволяет ученикам переходить на активную речь. Однако, долгие тренировки по усвоению структур грамматики, требующие заучивания и многократных повторений, могут утомить учащихся своим однообразием и монотонностью, а затраченные усилия и время не смогут принести желаемых результатов. Игра же делает любую скучную работу яркой и интересной. Игра – это объединение приятного с полезным . После грамматических игр следуют лексические, составляющие фундамент нашей речи.

Далее следуют игры по фонетике, задача которых – координирование навыков произношения во время речевой подготовки. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Основная часть игр из первого раздела учебника может быть использована родителями и преподавателями во время дальнейшего обучения и закрепления приобретенных навыков, знаний и умений [15, C.40].

Во втором разделе начинаются «Творческие игры» . Дальнейшее плотное развитие знаний, умений и навыков – их основная цель. Во время решения проблемных речевых и мыслительных задач ученикам предоставляется свобода действий и возможность применить творческие способности. В творческих играх важная быстрая реакция во время общения, максимально мобилизирующая все виды речевых навыков, а характерные навыки речевого умения, по нашему представлению, могут быть применены во время аудитивных и речевых игр [42, C.98].

Второй раздел учебника тренирует учащихся применять творчество и личные качества в решении речевых вопросов .

Игры по фонетике

Данные игры формируют фонетический слух, навыки установления правильных соответствий звуков с буквами, навыки произношения связных текстов и высказываний .

1. Слышу - не слышу. Цель игры: формировать фонематический слух учащихся, разговорные навыки.

Ход игры: учащиеся делятся на равные команды. Преподаватель начинает произносить слова (четко, с расстановкой, по одному слову). Если преподаватель называет слово с долгим гласным, или… учащийся (участник команды) поднимает руку. Если в слове есть еще согласные звуки, или… то учащиеся поднимают обе руки. Преподаватель одновременно фиксирует ошибки команд на доске, чтобы всем было видно. Команда, сделавшая меньше ошибок, является победителем.

2. Широкие и узкие гласные. Цель: формировать фонематические навыки учащихся.

Ход игры: Преподаватель называет слова (медленно, по одному с расстановкой). Учащиеся поднимают руки, если звучат широкие звуки. Если гласный был произнесен узко, руку нельзя поднимать. Побеждает команда, сделавшая минимум ошибок.

3. Правильно - неправильно. Цель игры: формировать у учащихся правильный фонематический слух, чуткость к искажениям.

Ход игры: учитель начинает называть по одному слова, или слова во фразах и предложениях. Учащиеся должны поднять руку, если слышат в слове выделенный звук. Потом каждый учащийся должны прочитать определённые слова, фразы и предложения. Если звук был прочитан правильно, остальные поднимаю карточку (флажок) зеленого цвета, если звук произносится неправильно, поднимается красная карточка (флажок). Побеждает команда, наиболее правильно оценившая количество ошибок после окончания игры.

4. Какое слово звучит? Цель: формировать у учащихся навыки установления наиболее адекватных соответствий звуков и букв.

Ход игры: учитель предлагает ученикам наборы слов по 10-20 штук. Преподаватель зачитывает слова с определенной скоростью и в произвольной последовательности. Ученики выполняют следующие действия:

Первый вариант. Ищет в списке слова, произносимые учителем. Основная задача – это пронумеровать слова в списке в последовательности, произносимой преподавателем.

Второй вариант. Отмечает в списке только слова, произнесенные учителем.

Третий вариант. Задача – записать на слух слов, отсутствующие в списке, затем найти их в словаре. Если встретились неизвестные слова, нужно установить их значения и выписать их в тетради (на листки), затем установить, были ли орфографические ошибки во время записи.

Выигрывает команда, наиболее качественно выполнившая задание.

5. Кто быстрее? Цели и задачи игры: формировать и развивать навыки установление соответствий между буквами и звуками, понимать на слух значение слов.

Ход игры: все обучающиеся получают карточки. В правой части карточки расположены слова на иностранном языке, во второй части находится транскрипция, в третьей дается перевод. Слова на иностранном языке даются с нумерацией, чтобы не сбить с толку учеников. Как только учитель зачитывает слово, ученик должен поставить возле него соответствующий номер, или же объединить все три значения одной чертой. Выигрывает тот, кто самый первый сможет установить значения между русскими словами, переводом и транскрипциями.

6. Кто правильнее прочитает? Цель и задачи: формировать навыки и умения произносить связные выражения, или текст.

Ход игры: на доске учитель записывает стихотворение (только не большое), или отрывок. Можно применить считалочки, или скороговорки. Преподавателем зачитываются слова и объясняется их значение. Важно: во время чтения следует обратить внимание учащихся на трудное произношение отдельных звуков. Учащиеся должны несколько раз внимательно прочитать текст. Затем еще две три минуты на его заучивание. Текст на доске закрыт, а учащиеся должны без ошибок воспроизвести его. Каждая команда выделяет нескольких чтецов (не больше трех). Если текст прочитан без ошибок, можно начислить команде 10 очков (к примеру); каждая ошибка – минус 1 очко. Команда, набравшая больше очков, считается победителем.

Орфографические игры

Данный вид игр направлен на формирование навыков сочетания букв в слове, формирование навыка осознания места буквы в слове, формирование словообразовательных и орфографических навыков, на проверку усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала [43, C.226].

1. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: "Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы". Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: "Кто быстрее догадается, какое это было слово?" Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

2. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: "Сегодня у нас дежурная буква "о", она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква "о" стоит на первом месте?"

Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

3. Из двух - третье. Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.

Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры.

Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

4. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала [44, C.44].

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

5. Картинка. Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он долен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

Игры для работы с алфавитом [51, C.112].

Данный вид игр используется для начинающих изучать иностранный язык, для усвоения алфавита. Этот вид относится к орфографическим играм.

1.5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

2. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.

3. Первая буква. Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.

1. Испорченная пишущая машинка. Цель: формирование орфографического навыка [55, C.94].

Ход игры: преподаватель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми. Затем он предлагает каждому ударить свою "клавишу", то есть назвать свою букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву, им предлагается "напечатать" слова, сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.

5. Где буква? Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как…. Выигрывает тот, кто это сделает.

Лексические игры

Данный вид игр направлен на: развитие лексического навыка, введение, закрепление и контроль лексического материала, на активизацию лексики по изученной теме и развитие навыков диалогической речи [54, C.176].

1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая - последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: преподаватель называет "запретное" числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). "Запретное" числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.

8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизвеученик.

9. Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий - добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь изиграющих наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.

Можно выбирать только существительные в именительном падеже единственного числа или любые другие слова.

Игры по аудированию

Данный вид игр может относится к лексическим, грамматическим и фонетическим играм, все будет зависеть какую цель мы преследуем. Основные же цели игры на аудирование, когда аудирование выступает не как средство, а как цель, будут следующие [44, C.223]:

Цели:

 научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

 научить учащихся выделять главное в потоке информации;

 развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание - выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы [31, C.240].

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх ученики демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными [30, C.320].

Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

Чьё ярче солнышко?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение - это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто лучше знает цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1. It is a domestic animal. It Likes Fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (anelephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Табл 2.



За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Весёлые художники.

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.

Табл 3.



Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

Хлопаем в ладоши.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий - в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда ученики слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

Составить фоторобот.

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а ученики делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: Ican`tfindmysister. Sheisten. Sheis a schoolgirl. Sheisnottall/ Herhairisdark. Нereyesareblue. Shehas а redcoatand a whitehaton.

Season.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например:



It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snow balls.

Учащиесяпытаютсяотгадать: Isitspring? Isitwinter?

Табл 4.



Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

Игры-загадки.

Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?

I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/.

I have a friend. Не is a big fatboy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/

I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. Hecannotjumpandhecannotfly. /КрокодилГена/.

Табл 5. Грамматическиеигры



Данный вид игр направлен на закрепление, контроль грамматических конструкций, употребление форм глагола как в устной, так и в письменной речи [27, C.54].

1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

3. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

4. Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи [27, C.55].

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов:

1) наименование подарка,

2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

Среди различных видов игр особое место занимает ролевая игра.

Ролевая игра

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения[35, C.107].

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [34, C.250].

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих [14, C.125]. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Ролевая игра методическим приемом,относящийся к группе активных способовобучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником [26, C.14].

В рамках ролевой игры все время и внимание сконцентрировано на практике и развитии речевых знаний умений и навыков участника, причем, не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником [58, C.122].

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником [28, C.167].

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. [28, C.169].

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры и учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью [11, C.45].

Основные требования к ролевым играм [57, C.38]:

1. Задача игры — стимуляция мотивации учиться, активизация интереса ученика, стимулирование желания справится с заданием. Игра проводится, только основываясь на реальном жизненном примере коммуникации.

2. Организация ролевой игры требует качественной подготовки, организации как своего содержания, так и формы. Особенно важно убедить учеников хорошо исполнять какую-либо роль, ведь только при выполнении этого условия, выступления участников будут максимально естественными и убедительными.

3. Вся группа участников должна принять ролевую игру.

4. Чтобы вызвать в учеников чувство удовлетворения и радости от участия, надо создать доброжелательную творческую атмосферу. Ведь инициативность ученика зависит от того, насколько свободно он чувствует себя в какой-то обстановке. Только так школьник может стать уверенным в своих силах, получать удовольствие от выполнения разных ролей.

5. Организация игры должна способствовать активному общению участников, в процессе которого они могут максимально эффективно использовать языковой материал.

6. Достичь хорошего результата возможно, только если сам учитель верит в эффективность игры.

7. Очень важным является умение педагога устанавливать контакт с учениками. Ведь благоприятная, доброжелательная атмосфера во время игры способствует достижению наилучшего результата.

Чтобы избежать эффекта игры под руководством учителя, педагог тоже может исполнить какую-нибудь роль. Стоит учесть, что статус этой роли должен позволить педагогу незаметно регулировать языковую коммуникацию группы.

Как правило, такие роли нужны педагогу лишь в начале игры, пока ученики полностью не ознакомятся с такой деятельностью. Со временем такая необходимость исчезает.

Во время игры сильные ученики могут помогатьслабым ученикам. Учитель занимается управлением процессом коммуникации: например, помогает нуждающемуся в помощи ученику, регулирует работу всей группы.

В процессе игры учитель не должен исправлять ошибки участников, стоит их только незаметно отметить и обсудить уже на следующих занятиях.

В каждой ситуации стоит ознакомить участников о социальных отношениях партнеров (официальные/неофициальные). Список ролей указывается в соответствующем разделе. В ролевых карточках имеется описание роли, которое может быть очень подробными. Например, могут указываться как черты характера (добрый, честный, ленивый и т.д.), так и речевой опыт, привычки, хобби и т.п. Следует учесть, что информация не должна быть очень подробной, ведь участник должен проявить и свои творческие данные. Поэтому описывать роль лучше кратко, позволяя ученику домыслить образ своего персонажа [53, C.62].

Чтобы ознакомиться с заданием, ученикам необходимо дать время.

Участники игры действуют, согласно ситуации общения, но определенная свобода действий допускается.

В зависимости от характеристик личности учеников, от уровня знания языка учитель может принять решение: распределять роли самому, либо же дать свободу действий ученикам.

Педагогу особенно важно тактично оценивать результаты игры, особенно первой. Нельзя забывать, что отрицательные оценки снижают активность участников, поэтому всегда стоит начинать анализ с положительных фактов (лишь постепенно переходя к отрицательным).

Оптимальным есть вариант записи игры на магнитную ленту для дальнейшего прослушивания вместе с участниками. Во время анализа необходимую информацию стоит отображать на доске.

Полезными для учителя будут и фотоматериалы, благодаря которым он может проанализировать использование языковых форм, которое не смог отметить во время игры. Благодаря этому возможно усовершенствовать проведение ролевых игр в дальнейшем.

Для учебного игрового общения очень важно создать такие условия, при которых происходит не простое присоединение реплики, а взаимодействие партнеров (ведь общение особенно важно) [53, C.65].

Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить закономерности возникновения общения для совместной деятельности, выявить особенные характеристики взаимодействия партнеров. Также важно учесть ограничения, которые накладывает иноязычное говорение на саму форму смысла сообщения, преодолеть такие ограничения и повысить уровень самостоятельности участников.

Существует мнение, согласно которому, использование ролевой игры при изучении иностранного языка является очень эффективным, если при этом учитывать основные положения теории ведущей деятельности, содержание различных возрастных периодов, исследования проблем в общении.

При изучении иностранного языка можно организовать ролевые игры с обиходным содержанием, которые помогут сформировать нормы речевого этикета, помогут воспитать культуру поведения. Такие игры проводятся в дополнение к тем, которые соответствуют возрастным и другим особенностям, в т.ч. и особенностям ведущей деятельности. Во время таких игр участники учатся приветствию (друг друга или взрослых), выражению благодарности, умению извиниться и т.д.

Количество ролей может повлиять на характер речевого взаимодействия, ведь в полилоге количество фраз каждого ученика может быть равномерным, чего тяжело добиться в диалоге [32, C.45]. Этот факт иллюстрирует безуспешность попыток педагога достичь одинакового счета вопросов и ответов для каждого, не нарушив при этом естественность общения. Повысить естественность диалогического общения можно, если первый участник что-то сообщает, рассуждает, побуждает, а второй — задает вопросы, оценивает, выполняет просьбу. Для учебных целей необходимым является разнообразие коммуникативных типов реплик участников [5, C.400].

В диалоге каждая фраза получает ответную реакцию, которая обращена к ученику, произнесшему фразу. В полилоге реплика не всегда получает ответ, что тоже важно учитывать в организации коммуникации.

Игровое общение может приближаться к естественному, если ученики овладели распространёнными способами взаимодействия.

Для повышения эффективности ролевых игр, как методического приема обучения, учитель должен правильно обозначить длительность общения участников. Для учеников основной школы длительность оптимальной работоспособности становит пять минут.

Ролевые игры целесообразно использовать не только в 1-4 классах, но также и в основной школе, потому что ученики в подростковом возрасте предпочитают работу в группах. Такая игра позволяет ученику приобрести личную значимость, во время занятий в группах ученики с удовольствием осваивают новые формы и способы общения, узнают других людей, организовывают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми [23, C.81].