СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №8 «Вычисления в MS EXCEL».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина:  ЕН.03 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Раздел 3. Технология обработки числовой информации.

Цель работы: изучить возможности применения формул для выполнения расчетов при представлении данных в табличном виде; приобрести опыт работы с мастером функций MS Excel.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №8 «Вычисления в MS EXCEL».»

Группа М-31, 2025 год


Занятие по рабочей программе №11

Дисциплина: ЕН.03 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Раздел 3. Технология обработки числовой информации

Тема: Практическое занятие №8 «Вычисления в MS EXCEL».

  1. Цель занятия:
                  1. Дидактическая:

  • сформулировать представление студентов о технологиях обработки числовой информации;

  • выяснить определения функций и их видов;

  • раскрыть алгоритм вычислений в MS EXCEL;

  • выяснить принципы и методы вычислений;

  • систематизировать и обобщить знания первой помощи при чрезвычайных ситуациях;

  • углубить и закрепить знания по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Воспитательная:

  • развивать коммуникативные способности;

  • развивать аналитические способности;

  • развивать творческий подход к процессу обучения.

  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;

  • стимулировать студентов к изучению дисциплины;

  • побуждать к формированию активной жизненной позиции;

  • прививать уважение и любовь к будущей профессии.

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения занятия: репродуктивная и эвристическая беседа.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие ОГСЭ.04 Физическая культура, МДК.04.01 Основы управления работами спец. подразделения швейного производства.

Обеспечиваемые ОП.01 Инженерная графика, ОП.08 Общая технология отрасли, ОП.11 Экономика, организация и планирование производства, ОП.16 Маркетинг в отрасли.

Методическое обеспечение: опорный конспект.

Литература:

  1. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования / Гохберг, Г.С, Зафиевский, А.В., Короткин, А.А. – 5 - е изд., стер. – М .: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с., [1], стр. 60 - 64

  2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие. - М. : Академия, 2008. - 8 – е изд. - 256 с.- (Среднее профессиональное образование)., [2], стр. 63 – 65



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Ознакомление с темой, целью и планом занятия.

Тема: Вычисления в MS EXCEL.

Цель работы: изучить возможности применения формул для выполнения расчетов при представлении данных в табличном виде;

приобрести опыт работы с мастером функций MS Excel

ПЛАН

1. Пошаговое вычисление формулы в Excel

2. Преобразование формулы в результат вычисления

3. Преобразование части формулы в результат вычисления

4 Что такое сложная формула в Excel?

5 Вычисления в таблицах MS Excel


  1. Приобрести опыт работы с мастером функций.

ЛИТЕРАТУРА: [1], стр. 60 - 64; [2], стр. 63 – 65


1. Пошаговое вычисление формулы в Excel

Иногда, для того, чтобы найти ошибку, в формуле, или понять принцип работы, необходимо произвести ее пошаговое вычисление. В зависимости от потребностей и сложности вычисления можно воспользоваться различными способами, также, можно быстро преобразовать формулу в результат, который она выдает. Рассмотрим несколько примеров пошагового вычисления формулы в Excel.


2. Преобразование формулы в результат вычисления

Если в ячейке нужна не формула, а результат ее вычисления, то можно, конечно, скопировать результат и вставить в ту же ячейку в режиме сохранить только текст, однако есть более быстрый способ. Достаточно просто выделить формулу и нажать клавишу F9. Когда такое вычисление может пригодиться? Вариантов можно подобрать несколько, ярким примеров будет работа с функциями Excel, которые возвращают случайные значения СЛЧИС (RAND) или СЛУЧМЕЖДУ (RANDBETWEEN), поскольку по умолчанию в Excel настроено автоматическое вычисление, то значения функций постоянно обновляются, а с помощью такого нехитрого способа можно результат вычисления быстро зафиксировать.


3. Преобразование части формулы в результат вычисления

Если выделить только часть формулы и нажать клавишу F9, то эта часть будет преобразована в результат, а все, что осталось в формуле, будет рассчитываться. Как и в предыдущем примере, можно таким образом зафиксировать вычисление одной из функций Excel, генерирующих случайные значения, но такое преобразование подойдет и для формул, которые не меняют свои значения при каждом пересчете листа Excel.


Пошаговое вычисление сложной формулы

Несомненно, самой интересной возможностью является пошаговое вычисление сложной формулы в Excel, когда нужно найти ошибку в вычислениях.


4. Что такое сложная формула в Excel?

Сложные формулы — это формулы, которые, как правило, содержат в себе несколько функций, которые, в свою очередь, также могут оказаться не самыми простыми к пониманию, но чрезвычайно полезными. Ярким примером является чрезвычайно популярная функция ВПР.

Инструмент вычисления формулы находится в группе «Зависимости формул», вкладка «Формулы» и позволит разобраться с вычислениями сложных формул.


Примеры вычисления по математическим формулам в MS Excel


Пример 1. Вычислить значение выражения 

Решение. Сначала отведем для x ячейку и для наглядности обзначим ее именем. Введем в ячейку A1 букву "x". Присвоим ячейке B1 имя x. Для этого заменим адрес B1, выделив его мышью, на x.

 == 

Поместим в B1 число 2.

В ячейке B2 наберем формулу, соблюдая правила набора формул. Формула должна начинаться со знака = (равно); числители и знаменатели дробей заключаются в скобки (если являются выражениями); обязательно ставится знак умножения. Получаем

=(x^2+2*x-(11*x-2)/(3*x+1))/(x+1-(2*x^2+x+2)/(3*x+1))

При правильном наборе формулы для x=2 получаем значение 4. Теперь вместо числа 2 можно подставлять любые другие значения и вести расчеты по этой формуле.

 

Пример 2. Вычислить значение выражения

 

Решение. Аналогично сначала отведем для x ячейку и для наглядности обозначим ее именем. Введем в ячейку A1 букву "x". Присвоим ячейке B1 имя x.

Поместим в B1 число 2.

В ячейке B2 наберем формулу (для того чтобы при разных значениях x вычисления проводились по нужной формуле, воспользуемся функцией ЕСЛИ():

=ЕСЛИ(x

Проверим правильность расчетов по каждому ответвлению в формуле. При правильном наборе формулы для x=2 получаем значение 16, при x=0,5 получаем значение 0,5, при x=-2 получаем значение 0.


5. Вычисления в таблицах MS EXCEL

Цель работы: изучить возможности применения формул для выполнения расчетов при представлении данных в табличном виде;

приобрести опыт работы с мастером функций MS Excel.

Порядок выполнения работы

Информацию по использованию любой из заданных функций получить с помощью справочной системы Microsoft Excel.

  1. В ячейку введено число 143,3184. С помощью функций округления получить следующие числа: 143,32; 143; 140; 143,31; 142; 144.

  2. В ячейке получить число от -5 до 5 и проверить для этого числа истинность выражения: (х2-1)(2х+1)

  3. В ячейку введено число, если оно больше 0 извлечь из него корень, если меньше возвести в квадрат.

  4. Создать таблицу по образцу.

Динамика погоды


1.2.2023

2.2.2023

3.2.2023

4.2.2023

5.2.2023

6.2.2023

7.2.2023

8.2.2023

9.2.2023

10.2.2023

11.2.2023

12.2.2023

13.2.2023

14.2.2023

15.2.2023

16.2.2023

17.2.2023

18.2.2023

19.2.2023

20.2.2023

21.2.2023

22.2.2023

23.2.2023

24.2.2023

25.2.2023

26.2.2023

27.2.2023

28.2.2023

ТЕМПЕР, С

-5

-7

-9

-6

-3

0

0

2

4

-1

-3

-7

-5

-2

0

0

-2

-12

-5

-4

-4

-1

0

0

4

5

6

7

ОСАДКИ

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Д

Н

Д

С

С

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

Д

Д

Д

Н

Н

Н

Н

Н

Обозначения: С — снег; Д — дождь; Н — без осадков.

  1. Используя условное форматирование, определить:

  • дни с минусовой температурой (синий цвет);

  • дни с плюсовой температурой (красный цвет);

  • дни с нулевой температурой (желтый цвет).

  1. Подсчитать:

  • общее количество дней;

  • среднемесячную температуру;

  • количество дней, когда шел снег;

  • количество дождливых дней;

  • минимальную и максимальную температуру;

  • количество дней, когда температура была нулевой.

  1. Заполнить таблицу

Отраслевая структура промышленности, 2023 год

Наименование

Объем

Топливно-энергетический комплекс

16%

Металлургия

10%

Химия и нефтехимия

8%

Машиностроение и металлообработка

23%

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

6%

Стройматериалы

4%

Легкая

3%

Пищевая

16%

Другие отрасли

14%


Построить линейчатую диаграмму, которая должна иметь вид (Шрифт подписей по шкалам и значений равен 10 пт):


Сделать 2 копий диаграммы на разных листах.

  1. В первой копии поменять тип диаграммы на гистограмму.

  2. Во второй копии диаграммы поменять тип диаграммы на круговую.

  3. Рассчитать таблицу значений функций на промежутке от -1 до 1 с шагом 0,05. Построить график функции.


Контрольные вопросы

  1. Что такое функция? Что такое Мастер функций и какие способы его запуска вы знаете?

  2. Как следует записывать аргумент тригонометрической функции, если он записан в градусах?

  3. При делении на нуль программа выдает сообщение об ошибке. Какой функцией можно воспользоваться, чтобы исключить появление такого сообщения? Запишите пример формулы.

  4. Как установить (изменить) точность отображения числа и результата вычислений?

  5. Опишите назначение и порядок выполнения сортировки списков.

  6. Как получить сумму диапазона ячеек?

  7. Как можно отредактировать содержимое ячейки?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Ответить письменно на контрольные вопросы.

  2. Выполнить задание.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования / Гохберг, Г.С, Зафиевский, А.В., Короткин, А.А. – 5 - е изд., стер. – М .: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.

  2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие. - М. : Академия, 2008. - 8 – е изд. - 256 с.- (Среднее профессиональное образование).

  3. Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник. – Изд - е 2 - е, доп. и перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 381. – (СПО).

Интернет - источники:

        1. Электронный учебник по информатике и информационным технологиям - http://www.ctc.msiu.ru/

        2. Тесты по информатике - http://www.ege.ru/

        3. Каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия - www.edu/ru/modules.php

        4. Дидактические материалы по информатике - http://comp-science.narod.ru/

        5. Портал электронного обучения - http://www.e-learning.by/

        6. Электоронный учебник «Работа с MS Excel» - http://avanta.vvsu.ru/met_supply/381/Index.htm

        7. Практикум по MS Excel - http://informatika.delayu.ru/Zadanija/Exceldannye



Преподаватель: Владимир Александрович Волков