Практическое занятие
Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры. ФГОС.
Идеалы и ценности современного научного знания и их отражение в содержании образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Концепция И.С. Якиманской: изучение ученика как неповторимой индивидуальности, создание оптимальных условий для его становления, личностного развития, поддержка в самоопределении и самореализации через образование.
Основная идея: ученик не субъект обучения, он, как носитель субъектного опыта, является лишь субъектом познавательной и предметной деятельности. В обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а не его перерождение. Субъектный опыт приобретается учеником в основном вне учебного процесса. Роль обучения состоит в выявлении его особенностей и создании условий для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей учащегося.
Поскольку главное назначение обучения, по И. С. Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса:
— учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
— изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
— в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
— активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
— при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
И. С. Якиманская утверждает, что направленность образования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориентировать на использование разных способов учебной работы. изменять вектор движения: не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика — к условиям его обучения. Автор выделяет важнейшие из них:
— разработка предметного содержания, технологии его -использования в учебном процессе. Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен располагать дидактическим материалом, варьирующим вид и форму репрезентации учебного заведения, а ученик иметь свободу выбора задания (одно и то же задание должно обеспечивать возможность его выполнения через образ, слово, схему, практическое моделирование и т. п.);
— анализ использования учеником разнообразных способов проработки учебного материала (выбор наиболее рациональных, сопоставление своих и чужих способов, их анализ, обсуждение, аргументация применения и т. п.). Выявление отношения ученика к знанию, учению; избирательности ученика к предметному содержанию знаний, характер ее проявления, устойчивости;
— направленность учителя на учебные возможности каждого ученика; составление индивидуальной карты его личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой прежде всего на успех в достижении положительных учебных результатов;
— построение урока, направленного на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика.
Концепция В.В. Серикова: создание условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. (37).
Основная идея: базируется на идее С.Л. Рубинштейна о том, что сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Создание личностно-ориентированных ситуаций (учебных, познавательных, жизненных) в процессе обучения требует от ученика проявления личностных функций, когда он сам находит проблему, противоречие, выражает несогласие с какими-либо утверждениями, находит причину и источник своей ошибки, ищет собственное толкование явления и пр. Таким образом, формируется субъектный опыт учащегося. Содержание образования должно включать различные виды таких ситуаций.
Центральное понятие данной концепции - личностно ориентированная педагогическая ситуация. Педагогическая ситуация создается целенаправленно, это особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, требующие от него новую модель поведения, рефлексию. По В.В.Серикову, важно спроектировать такой способ жизнедеятельности воспитанника, который бы соответствовал природе его личностного развития. Ведь ученику важно осмыслить и прожить собственную жизненную ситуацию, которая одновременно и сложилась объективно, и избрана им самим, которая особым образом понимается и принимается.
В обучении, ориентированном на личность, важно оценить зачем, а не что ученик усвоил. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:
нравственный выбор.
реализацию роли соавтора учебного процесса,
ощущение собственной
значимости для других людей.
отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей,
самостоятельную постановку и достижение цели и др.
По Серикову, личностная ситуация востребует личностные структуры сознания. Их проявление определяет понятие «творческая личность». К личностным структурам сознания относятся:
- мотивирующая (способствует обоснованию и принятию решений).
- коллизийная (позволяетвидеть скрытые противоречия действительности),
- рефлексивная (конструирование и удержаниеобраза «Я»).
- критическая (по отношению к предлагаемым извне ценностям).
- самореализующая (как стремление к признанию своего «Я»).
– духовность жизнедеятельности (предотвращает сведение жизнедеятельности к утилитарным целям).
- ориентирующая (способствует построениюиндивидуального мировоззрения) и др.
При конструировании личностной ситуации используются три базовые технологии:
1. Заданного подхода. Элементы содержания образования представлены в виде личностно
ориентированных задач-коллизий, требующих сопоставления различных взглядов.
2. Учебного диалога, предполагающего исследование смысла содержания, т.е. субъектно-смысловое общение, самореализацию личности. Диалог выступает не как запланированная ситуация на занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов образования.
3. Имитационных игр. Это имитация жизненной ситуации, которая обеспечивает реализацию личностных структур сознания в условиях состязательности, апробации каких-либо ценностей в действии или общении с другими людьми.
Личностно ориентированное обучение, таким образом, своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество субъектов образовательного процесса, их саморазвитие.