СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Содержание образования как фундамент базовой культуры. ФГОС..doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Содержание образования как фундамент базовой культуры. ФГОС..doc»

Практическое занятие

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры. ФГОС.


  1. Идеалы и ценности современного научного знания и их отражение в содержании образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Концепция И.С. Якиманской: изучение ученика как неповторимой индивидуальности, создание оптимальных условий для его становления, личностного развития, поддержка в самоопределении и самореализации через образование.



Основная идея: ученик не субъект обучения, он, как носитель субъектного опыта, является лишь субъектом познавательной и предметной деятельности. В обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а не его перерождение. Субъектный опыт приобретается учеником в основном вне учебного процесса. Роль обучения состоит в выявлении его особенностей и создании условий для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей учащегося.

Поскольку главное назначение обучения, по И. С. Яки­манской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориен­тированного образовательного процесса:

— учебный материал (характер его предъявления) дол­жен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

— изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структури­рование, интегрирование, обобщение предметного содержа­ния, но и на преобразование наличного опыта каждого уче­ника;

— в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

— активное стимулирование ученика к самоценной обра­зовательной деятельности должно обеспечивать ему возмож­ности самообразования, саморазвития, самовыражения в хо­де овладения знаниями;

— при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфиче­ские предметные приемы учебной работы с учетом их функ­ций в личностном развитии;

— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

И. С. Якиманская утверждает, что направленность обра­зования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориентировать на использование разных способов учебной работы. изменять вектор движения: не от педагогических воздейст­вий к ученику, а от ученика — к условиям его обучения. Автор выделяет важнейшие из них:

— разработка предметного содержания, технологии его -использования в учебном процессе. Для этого в рамках про­граммы (тематического планирования) учитель должен рас­полагать дидактическим материалом, варьирующим вид и форму репрезентации учебного заведения, а ученик иметь свободу выбора задания (одно и то же задание должно обе­спечивать возможность его выполнения через образ, слово, схему, практическое моделирование и т. п.);

— анализ использования учеником разнообразных спосо­бов проработки учебного материала (выбор наиболее раци­ональных, сопоставление своих и чужих способов, их анализ, обсуждение, аргументация применения и т. п.). Выявление отношения ученика к знанию, учению; избирательности уче­ника к предметному содержанию знаний, характер ее про­явления, устойчивости;

— направленность учителя на учебные возможности каж­дого ученика; составление индивидуальной карты его лично­стного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой прежде всего на ус­пех в достижении положительных учебных результатов;

— построение урока, направленного на создание усло­вий самореализации, самостоятельности каждого ученика.



Концепция В.В. Серикова: создание условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. (37).

Основная идея: базируется на идее С.Л. Рубинштейна о том, что сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Создание личностно-ориентированных ситуаций (учебных, познавательных, жизненных) в процессе обучения требует от ученика проявления личностных функций, когда он сам находит проблему, противоречие, выражает несогласие с какими-либо утверждениями, находит причину и источник своей ошибки, ищет собственное толкование явления и пр. Таким образом, формируется субъектный опыт учащегося. Содержание образования должно включать различные виды таких ситуаций.



Центральное понятие данной концепции - личностно ориентированная педагогическая си­туация. Педагогическая ситуация создается целенаправленно, это особый педагогический меха­низм, который ставит воспитанника в новые условия, требующие от него новую модель поведе­ния, рефлексию. По В.В.Серикову, важно спроектировать такой способ жизнедеятельности воспи­танника, который бы соответствовал природе его личностного развития. Ведь ученику важно ос­мыслить и прожить собственную жизненную ситуацию, которая одновременно и сложилась объ­ективно, и избрана им самим, которая особым образом понимается и принимается.

В обучении, ориентированном на личность, важно оценить зачем, а не что ученик усвоил. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:

  • нравственный выбор.

  • реализацию роли соавтора учебного процесса,

  • ощущение собственной
    значимости для других людей.

  • отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей,

  • самостоятельную постановку и достижение цели и др.

По Серикову, личностная ситуация востребует личностные структуры сознания. Их прояв­ление определяет понятие «творческая личность». К личностным структурам сознания относятся:

- мотивирующая (способствует обоснованию и принятию решений).

- коллизийная (позволяетвидеть скрытые противоречия действительности),

- рефлексивная (конструирование и удержаниеобраза «Я»).

- критическая (по отношению к предлагаемым извне ценностям).

- самореализующая (как стремление к признанию своего «Я»).

– духовность жизнедеятельности (предотвращает сведение жизнедеятельности к утилитарным целям).

- ориентирующая (способствует построениюиндивидуального мировоззрения) и др.

При конструировании личностной ситуации используются три базовые технологии:

1. Заданного подхода. Элементы содержания образования представлены в виде личностно
ориентированных задач-коллизий, требующих сопоставления различных взглядов.

2. Учебного диалога, предполагающего исследование смысла содержания, т.е. субъектно-смысловое общение, самореализацию личности. Диалог выступает не как запланированная ситуа­ция на занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов образования.

3. Имитационных игр. Это имитация жизненной ситуации, которая обеспечивает реализа­цию личностных структур сознания в условиях состязательности, апробации каких-либо ценно­стей в действии или общении с другими людьми.

Личностно ориентированное обучение, таким образом, своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество субъектов образовательного процесса, их саморазвитие.