Практика проведения лабораторных и практических работ по профильным учебным дисциплинам специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Лабораторные работы и практические занятия, как виды учебных занятий, направлены на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ, одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Выполнение обучающимися лабораторных работ/ практических занятий проводится с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины/ профессионального модуля по конкретным разделам/ темам дисциплин или междисциплинарных курсов;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих компетенций.
При проведении лабораторных работ/практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы или занятия проводятся полным составом учебной группы:
по учебным дисциплинам «Архивоведение», «Секретарское дело», на практических занятиях по курсовому проектированию учебные группы не делятся;
по дисциплине «Документационное обеспечение управления» учебная группа делится на 2 подгруппы.
Планирование лабораторных работ и практических занятий
Состав заданий для лабораторной работы/практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
Содержание лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине охватывает весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам специальности Документоведение и документационное обеспечение управления охватывает всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
При планировании состава и содержания лабораторных работ/ практических занятий исхожу из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов).
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать задачи, и др.).
При выборе содержания и объема лабораторных работ исхожу из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и между предметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
При разработке содержания практических занятий учитываю, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе написания курсовых работ, практик по профилю специальности .
Организация и проведение лабораторных и практических работ
Выполнению лабораторных работ/практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
Лабораторные работы/практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.
При планировании лабораторных работ/практических занятий стараюсь находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ/практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ/ практических занятий использую:
разработку сборника заданий и упражнений;
разработку контрольно-диагностических материалов для контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным работам или практическим занятиям, в том числе в форме педагогических тестовых материалов для автоматизированного контроля;
подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками обучающимся;
- в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
Преподаватель А.И.Румянцев
________ 2017
Приложение
Схема
обязательных элементов урока
практического занятия или лабораторной работы
Цель лабораторной или практической работы:
Оборудование
материальное обеспечение
технические средства
Ход работы
Вводный инструктаж
актуализация теоретических знаний необходимых для работы;
проверка домашнего задания;
повторение изученного материала;
объяснение задания;
показ образца решения;
инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж
алгоритм выполнения задания
консультация студентов
обобщение и систематизация, полученных результатов в виде таблиц, графиков и т.п.
3. Подведение итогов: (выводы, результаты, отчет, проверка)
4