СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика проведения лабораторных и практических работ по профильным учебным дисциплинам специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные  работы и практические занятия,  как виды учебных занятий, направлены на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.  В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся  выполняют одну или несколько лабораторных работ, одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

Просмотр содержимого документа
«Практика проведения лабораторных и практических работ по профильным учебным дисциплинам специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»»

Практика проведения лабораторных и практических работ по профильным учебным дисциплинам специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»


Лабораторные работы и практические занятия, как виды учебных занятий, направлены на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ, одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение обучающимися лабораторных работ/ практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины/ профессионального модуля по конкретным разделам/ темам дисциплин или междисциплинарных курсов;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих компетенций.

При проведении лабораторных работ/практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы или занятия проводятся полным составом учебной группы:

  • по учебным дисциплинам «Архивоведение», «Секретарское дело», на практических занятиях по курсовому проектированию учебные группы не делятся;

  • по дисциплине «Документационное обеспечение управления» учебная группа делится на 2 подгруппы.

Планирование лабораторных работ и практических занятий

Состав заданий для лабораторной работы/практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

Содержание лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине охватывает весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам специальности Документоведение и документационное обеспечение управления охватывает всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При планировании состава и содержания лабораторных работ/ практических занятий исхожу из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов).

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать задачи, и др.).

При выборе содержания и объема лабораторных работ исхожу из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и между предметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.


При разработке содержания практических занятий учитываю, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе написания курсовых работ, практик по профилю специальности .


Организация и проведение лабораторных и практических работ

Выполнению лабораторных работ/практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.

Лабораторные работы/практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.

При планировании лабораторных работ/практических занятий стараюсь находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ/практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ/ практических занятий использую:

  • разработку сборника заданий и упражнений;

  • разработку контрольно-диагностических материалов для контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным работам или практическим занятиям, в том числе в форме педагогических тестовых материалов для автоматизированного контроля;

  • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками обучающимся;

- в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.



Преподаватель А.И.Румянцев


________ 2017


Приложение

Схема

обязательных элементов урока

практического занятия или лабораторной работы


Цель лабораторной или практической работы:


  • постановка целей и задач

  • мотивация предстоящей деятельности


Оборудование

  • материальное обеспечение

  • технические средства


Ход работы

  1. Вводный инструктаж

  • актуализация теоретических знаний необходимых для работы;

  • проверка домашнего задания;

  • повторение изученного материала;

  • объяснение задания;

  • показ образца решения;

  • инструктаж по технике безопасности.

  1. Самостоятельная работа и текущий инструктаж

  • алгоритм выполнения задания

  • консультация студентов

  • обобщение и систематизация, полученных результатов в виде таблиц, графиков и т.п.


3. Подведение итогов: (выводы, результаты, отчет, проверка)

4