Практико-теоретический семинар для классных руководителей
«Разные родители: шаги к пониманию»
1. Установочная беседа
Добрый день, коллеги! Вы видите название нашей встречи. Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? Разные родители - это какие? (Обсуждение высказываний участников). Часто говорят «трудный ребёнок». И вслед за этим – «трудные родители». Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д. Но необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей. «Трудный» - для кого? для чего? почему? Придётся признать, хоть это и неприятно, что, когда мы произносим подобные словосочетания, то, прежде всего мы обозначаем собственные трудности. Трудности и сложности в нас самих, отсутствие в нас самих ресурсов для построения эффективной коммуникации: времени, настроения, желания, умения, знания. Но без взаимодействия в триаде «учитель-родитель-ребёнок» вряд ли возможно осуществление образовательно-воспитательного процесса.
2. Игра «Сеть взаимодействия»
Участники говорят друг другу пожелания, при этом перебрасывают клубок по своему желанию друг другу, не обязательно по кругу, наматывая нитку на палец. Образуется паутина.
Комментарий: нити – это отношения людей друг с другом, мы все взаимосвязаны: дети, педагоги, родители. Действие одного (потянуть за нить) сказывается на другом человеке, и только от нас зависит, что мы может привнести в своё окружение. Разное натяжение нитей – тоже не просто так. Это контроль ситуации человеком. У кого-то ниточка натянута – подумайте, а всегда ли хорошо жить в напряжении. А у кого-то нить провисла – может, наоборот, стоит в каких-то ситуациях проявлять больше характера, «подтянуть» решение каких-либо вопросов.
«Паутинка» кладётся на пол, желающие могут зайти на неё, постоять, впитать добро слов и мыслей.
3. Коллажи
Ресурсы коммуникации. Что же нам нужно для построения эффективной коммуникации с родителями? Предлагаю обозначить одним словом, желающим записать на листке. (Возможные варианты: терпение, желание, время и т.д)
Барьеры коммуникации. Что часто мешает нам эффективно общаться с родителями? (Возможные варианты: возрастные и половые различия, уровень образования, плохое физическое и (или) эмоциональное состояние, недостаточная гибкость в общении, недостаточная компетентность. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер = психологический перенос).
А теперь оцените, насколько Вы сами обладаете названными ресурсами, над чем стоит поработать. И какой «барьер» преодолеть сложно.
4. Игра «Родительские роли»
Особое значение в этом коллаже имеет когнитивная составляющая: я имею в виду различные знания. Например, знание стилей родительского воспитания. Или знание типологии родительского поведения. Об этом мы поговорим далее.
Осознать основные стили родительского воспитания нам поможет игра.
«Роли». Приглашаю участников: 3 родителя и ребёнок. Предлагаю карточки с высказываниями для родителей, которыми вы будете реагировать на обращение своего ребёнка к Вам с проблемой. Итак, ребёнок (сын) упал с велосипеда, сильно расшиб колени. Участник, изображающий ребёнка, каждый раз походит с этой проблемой к родителям. Реакции родителей:
Равнодушно: Ну что ты, пройдет, большие мальчики не плачут. Иди к бабушке, а то я по телефону разговариваю, мне некогда.
Суетливо: Ой, как же ты так, бедненький, зачем ты поехал кататься сегодня? Дождь прошёл, на дороге скользко, а ты маму не послушал. Ну и что, что Петька хотел, пусть бы Петька и катался, а ты мог бы не ходить с ним, теперь неделю дома сидеть будешь, лечиться надо, вон коленка какая содранная, а где ещё болит?
Уверенно: Да, не очень удачно. Но это с каждым бывает. Пойдём, бинт и зелёнку возьмём. Если нужно – я помогу тебе. Обнимемся и забудем об этой неприятности!
Обсуждение. Выполняя упражнение, вы были в роли родителя и ребёнка. Как вы себя чувствовали? В какой родительской роли вы себя чувствовали комфортнее? Что хотелось ребёнку? Участники обсуждают свои чувства.
На данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.
1 – игнорирующая позиция, так называемая гипоопека. Отсюда – ощущение ненужности у ребёнка, одиночества в этом мире и, как следствие, требование внимания, причём не всегда социально приемлемыми способами.
2 – потакающая позиция, или гиперопека: излишняя суетливость, обеспокоенность без реальных оснований, «удушающая любовь». Отсюда – несамостоятельность ребёнка, зависимость, конформизм.
3 – позиция сотрудничества, т. е доброта + твёрдость, здесь и моральная поддержка ребёнка, и тактильная, и чувство защищённости: ты не одинок, что ты сам можешь сделать, и что мы вместе можем сделать, чтобы стало лучше.
5. Типы родительского поведения
Если стиль родительского воспитания нам часто очевиден, то тип родительского поведения более многогранен и представляет трудности для распознавания. А ведь знание и понимание поведенческих механизмов очень важно для построения эффективной коммуникации!
Психологами предпринято много попыток классификации.
6. Анкета для родителей
Сегодня я хочу предложить Вам действенные механизмы помощи в Вашей работе.
«Тип родительского поведения»
В анкете, которую Вы можете предложить родителям, всего 9 вопросов. Не стоит говорить родителям, что Вы собираетесь определить их тип поведения! Можно объяснить тем, что улучшения образовательно-воспитательного процесса нам очень важно знать мнение родителей по некоторым вопросам! Либо стоит честно сказать, что Вы хотите лучше познакомиться с родителями, и с этой целью просите их максимально честно ответить на вопросы. Ответы на вопросы – это показатель того, к какому типу родительского поведения склонен человек:
А – родитель–вертолет;
Б – родитель–танк;
В – родитель–гоночная машина;
Г – родитель–скорый поезд;
Д – родитель–трехколесный велосипед.
Далее на отдельной страничке, посвящённой каждому психотипу родительского поведения, мы найдём характерные фразы, характеристику, положительные и отрицательные стороны. Как мы можем применить полученную информацию о родителях?
Мы все – тоже родители. Предлагаю начать с себя и ответить на вопросы данного теста!
7. Вопросы для родителей
Недирективный стиль взаимодействия классного руководителя с родителями предполагает получение информации от самого родителя, без давления. Поэтому в беседе разумно задавать следующие вопросы:
Как давно существует имеющаяся проблема?
С чем Вы связываете подобное поведение ребёнка?
Какие пути решения проблемы Вы видите?
Какую помощь Вы бы хотели получить
В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребёнке могут рассказать его родители, и в наших интересах – получить такую информацию. Психологи говорят, что «у хорошего консультанта в мозолях уши, а не язык». Поэтому призываю Вас давать возможность родителям высказываться, мотивировать на диалог. К сожалению, частенько мы демонстрируем такое явление, как каузальная атрибуция.

8. Книга о работе с родителями. Книги, которую хочу Вам рекомендовать, очень ценны практическим опытом взаимодействия педагогов и родителей, родителей и детей.
С. В. Кривцова «Искусство понимать ребёнка»
М. Безруких «Родитель и учитель»
Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком – как?», «Продолжаем общаться с ребёнком – так?», «Поведение ребёнка – в руках родителей»