СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-значимая работа по теме «Использование средств ИКТ и интернет-ресурсов на уроке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение влияния компьютерных технологий на динамику учебного процесса

Просмотр содержимого документа
«Практико-значимая работа по теме «Использование средств ИКТ и интернет-ресурсов на уроке»»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»


Кафедра развития образования




Практико-значимая работа по теме



«Использование средств ИКТ и интернет-ресурсов на уроке»












Выполнил:

Безина Зоя Ильинична,

учитель начальных классов

МОУ « Павловская СОШ»







2015 г



Содержание


I. Пояснительная записка…………………………………………………….3-4

II. Основная  часть…………………………………………………………….5-9

III.Заключение…………………………………………………………………10

IV.Список литературы………………………………………………………11

Y. Приложение……………………………………………………………….12

















































Пояснительная записка


В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, связанные, прежде всего, с переходом на новую систему оценки качества обучения. В связи с этим в педагогической деятельности приоритетными становятся следующие направления:

  • Внедрение деятельностного подхода к обучению на основе использования современных образовательных технологий.

  • Освоение компетентностного подхода к оценке качества образования.

  • Качественное изменение отношений между участниками образовательного процесса: авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем уступает место сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности.

В практике моей работы для развития ключевых компетенций учащихся в процессе обучения использую средства ИКТ и интернет-ресурсов, метод учебных проектов и исследовательских работ, составление компетентностных задач.

Цель практико-значимой работы: изучить влияние компьютерных технологий на динамику учебного процесса.

Задачи: повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ, повысить интерес и мотивацию учеников к изучению окружающего мира, развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся, повысить эстетическую привлекательность уроков.

На своих уроках я планирую применять средства информационных и коммуникационных технологий, так как они обеспечивают условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

На уроке окружающего мира на разных этапах урока ЭОРы планирую применять по-разному.

  • сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.

  • использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернете, использование материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Исследования в области физиологии человека показали, что в памяти человека остается 25% услышанного материала, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного и 75% увиденного и услышанного материала, если ученик активно участвует в процессе обучения. Использование компьютерных технологий во многом способствует повышению этих показателей

В основной части своей работы предлагаю урок окружающего мира по теме «Как живут растения?», на котором я использовала Техническое оборудование: система электронного голосования, интерактивная доска, компьютер учителя, ноутбуки ученические, цифровой измерительный модуль «Освещенность».







Тема: «Как живут растения».

ФИО

Безина Зоя Ильинична

Место работы

МОУ «Павловскя СОШ»

Должность

Учитель начальных классов, I категория

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Как живут растения? №28

Базовый учебник

А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2010, (Школа России) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков (Школа России 2013 г)


8.Цель урока: сформировать у детей представление о жизни растений.

Предметные результаты:

-формировать умение прослеживать по рисунку - схеме этапы жизни растений;

-формировать знания об условиях, необходимых для жизни растений;

Метапредметные результаты:

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-Формировать основные приемы ухода за комнатными растениями;

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Формировать умение работать в парах, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Личностные результаты:

-Осознавать необходимость бережного отношения растений


10.Тип урока: комбинированный

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

12. Техническое оборудование: система электронного голосования, интерактивная доска, компьютер учителя, ноутбуки ученические, датчик освещенности, фонозапись леса, смайлики для самооценки.

13. Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.


                                   



ХОДУРОКА:

I. Адаптационный этап.



Учитель: Доброе утро, ребята! Я  очень рада встрече с вами.

Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь.

Начинается урок,

Он пойдёт вам, дети, впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Мы начинаем урок окружающего мира.

Учитель: Ребята, как называлась тема нашего прошлого урока?  (Откуда берутся снег и лед). Слайд №2.

  1. Работа с интерактивной доской (Слайды 3)

Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить задание.

- Посмотрите на доску и обсудите в парах, какие признаки относятся к снегу, а какие ко льду? После обсуждения один человек выходит к доске и соединяет стрелками признаки снега и льда, а дети проверяют свои ответы. Слайд 4

Снег: белый, непрозрачный, рыхлый.

Лёд: хрупкий, прозрачный, бесцветный.

  1. Выполнение теста при помощи электронного голосования.

- А сейчас выполним тест при помощи электронного голосования. Взяли пульты в руки.

Тест по теме «Снег и лед»

1. Во что превращается вода, когда замерзает.

А) в снег

Б) в лед

В) в камень

2.Сколько лучей у снежинки

А) 4

Б) 5

В) 6

3. Где образуются снежинки?

А) на земле

Б) в морозильной камере

В) высоко в небе в облаках

4. Где в природе появляется лед.

А) в луже, на реке

Б) в облаках

В) в холодильнике

5. Что общего у снега и льда?

А) они белого цвета

Б) они бесцветные

В) снег и лед при таянии превращаются в воду


-  Молодцы! Хорошо справились с работой!

-Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода?

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, внимательно послушайте загадку и узнаете,

о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)
- Значит, о чем пойдет речь на уроке?

-О растениях.
- Давайте уточним, что именно мы узнаем сегодня о растениях.
 
II. Основной этап.
1) Чтение темы и цели в учебнике.

- Откройте учебник на 70 странице и прочитайте тему сегодняшнего урока. («Как живут растения?») Слайд 5

- Прочитайте, чем мы будем заниматься на уроке? (Ученик читает задачи урока).
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам   стать исследователями. Это значит, надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

- Догадайтесь, о чем пойдет речь в загадке.

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь)

3. Работа в парах.

Правильно. Желудь – плод дуба. В нем спрятано семя. Рассмотрите рисунок на 70 странице и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба. (Работа в парах, затем коллективное обсуждение).

-Ребята, так как с желудя начинается жизнь дуба?

-Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей).

- Что получилось из проростка? (Корешок и росток).

- Ребята, он почему-то тянется вверх, к чему тянется? (К солнышку)

-Значит, в чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете)

- Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда –нибудь умирают. Значит, они живые). (Слайд 6)

4.Физкультминутка. Звучит фонозапись леса.

А сейчас я вас приглашаю в лес.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За растениями  наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Руки в стороны, вперед,

Нас еще работа ждет

Побежим скорее в класс,

Там продолжим мы рассказ.

5 .Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа в парах по рисункам учебника. Слайд 7

– Рассмотрите рисунки на 71 стр. Расскажите друг другу о том, что необходимо растениям для жизни.

- Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. (Уч-ся отвечают на вопросы после картинок)

-Давайте сделаем вывод «Что необходимо растениям для жизни?» (Слайд 8 : вода, тепло, свет и воздух).

2. Проведение эксперимента в определении количества света, получаемого растениями при помощи цифрового измерительного модуля «Освещенность».



- Ребята, мы говорили, что растениям обязательно нужен свет. Давайте проведем эксперимент и узнаем, хватает ли нашим комнатным растениям солнечного света для жизнедеятельности. Тем более, сейчас на улице зима. А в этом нам поможет электронный датчик, который показывает уровень освещенности в классе. Мне нужен помощник. Он будет направлять датчик в разные стороны, а выбранный нами график покажет уровень освещенности в классе.

Итак, начинаем эксперимент. (Учитель выбирает график, время и начинает эксперимент, а дети наблюдают).

Учитель после эксперимента: я вам на доске покажу линией норму, необходимую для роста растениям. Это 300 люкс. Если график окажется ниже линии, то света недостаточно, если выше – то достаточно.

- На основании этого эксперимента сделаем вывод: хватает нашим растения света?

-Да.

-Куда нужно поставить растение, чтобы оно хорошо росло?

-Ближе к окну.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

III. Творческий этап.

1.Практическая работа. Освоение приёмов ухода за комнатными растениями (полив, протирание листьев, рыхление почвы). Слайд 9

Учитель:

-Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Давайте выполним практическую работу по уходу за растениями. Кто напомнит нам, как надо ухаживать за комнатными растениями? (Поливать, рыхлить почву, протирать листья)

Скажите, как нужно правильно поливать цветы? (Ответы уч-ся, а один ученик демонстрирует процесс полива).

- А для чего нужно рыхлить почву?

-Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, почву следует рыхлить. ( Учитель демонстрирует предмет для рыхления, а один ученик пробует рыхлить землю в горшочке).

- Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат).

-Цветы любят и водные процедуры. Если листья гладкие, то их можно протирать влажной тряпочкой, а если ворсистые, то лучше их опрыскивать с помощью пульверизатора. (Учитель демонстрирует опрыскивание).

2.Работа с дисками в парах.

- А теперь давайте закрепим наши знания.

Откройте ноутбуки, найдите в разделе «Как, откуда и куда» тему нашего урока «Как живут растения» и по очереди выполните задания: 1 вариант выполнит первую страничку, а второй - вторую. Слайд 10

- Ребята, поднимите руки, чья пара справилась с заданиями?

-Кто затруднялся?
IY. Подведение итогов урока.
На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос « Как живут растения?» Слайд 11

- Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?

-Почему мы считаем, что растения живые?

-Что необходимо для жизни растений?

Х. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? Поднимите смайлики.

Х. Заключение. Слайд 12

Я благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен.



Заключение:

Таким образом, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Вот примеры использования мною презентаций на уроках окружающего мира:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.


В заключение хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».






Литература

1.     Баранова Е. В., Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Из- дат. «Анатолия», 2003.

2.     Газета «Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru

3.     ГОСТ 34.003-90

4.     Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005. - 258с.

5.     Каталог ресурсов на Российском образовательном портале. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.edu.ru/catalog.asp

6.     Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006. - 259с.

7.      Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005. - 456с.

8.      Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/

9. А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2010, (Школа России) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков (Школа России 2013 г)

10.     Сайт для учителей и родителей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elenasadigova.ucoz.ru

11.        Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com

12.        Сетевое объединение методистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center.fio.ru/som

13.        Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. [Текст]: /- М.: Бином, 2006. - 245 с.13.        Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: /- М.: Бином, 2002. - 56 с.

14.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ∕Под редакцией Е.С.Полат. [Текст].– М.: Просвещение, 2000

15.Брыксина , О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов ∕О.Ф.Брыксина ∕∕ИНФО. – 2004. - №5. – С. 34-38

16. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.

17.  Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. - Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www. *****/communities. aspx? cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib

18.  «Умные уроки SMART»