Практикум для педагогов ДОУ
«Использование эффективных технологий, способствующих развитию успешной социализации дошкольников»
Дорожка дружбы» Предлагаю вам для начала разучить слова: По дорожке я шагаю, Гнев на волю выпускаю. Не хочу я грустным быть, И сердитым тоже. Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет». |
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Они развиты, любознательны, умны, но с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, гиперактивностью, либо застенчивостью, пассивностью ребёнка).
Одним из основных направлений формирования личности современных дошкольников является социально-коммуникативное развитие. Эффективная социализация - одно из главных условий жизни ребенка в обществе. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться.
Практическая часть:
1. Блиц-опрос.
Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
( Конституция РФ, Закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?
(ОД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссёрские …)
(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях)
2. Игровая технология
Игра «Красная шапочка и серый волк».
Цель: Побуждать воспитателей к активному взаимодействию в совместных играх.
Создать условия для снятия напряжения участников, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей.
Воспитатели в кругу. Два мяча -большой и маленький. Большой мяч – это серый волк, маленький- Красная Шапочка. Надо передавать мячи по кругу, чтобы волк не смог догнать Красную шапочку ( по часовой стрелке, против часовой стрелки).
2. Решение проблемных ситуаций по содержанию художественных произведений.
Каждой группе ведущий дает для обработки фрагмент текста и несколько проблемных вопросов по его содержанию. Участники знакомятся с отрывком текста и предлагают свои варианты решения проблемы. После обсуждения ведущий читает продолжение текста и демонстрирует, какой выход со сложной ситуации описал автор.
1 группа
Именинный обед.
В.А.Сухомлинский
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
- Почему? – удивилась мама.
- У нее рука дрожит… Капает на стол…
Вопросы:
- Как должна отреагировать мама?
- Какие методы вы можете ей посоветовать для воспитания дочери?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
2 группа
Наш папа выздоровел.
В.А.Сухомлинский
У Кати, маленькой синеглазой первоклассницы с толстыми белыми косичками, сегодня большая радость. Больше года болел ее отец. В больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Радостно сияют Катины глаза.
Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
— Наш папа выздоровел.
Петя и Гриша посмотрели на Катю, с удивлением пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
— Наш папа выздоровел,— сказала она, и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок и дышать ей стало тяжело. Она отошла к одинокому тополю на краю школьного двора и заплакала.
— Почему ты плачешь, Катя?— услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.
Вопросы:
- Как отреагировала Катя на вопрос Кости?
- Что вы посоветуете учителю и родителям этих детей?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:
— Наш папа выздоровел...
— Как это хорошо!— обрадовался Костя.— Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем вашему папе.
Радость сияла в Катиных глазах.
3 группа
Самые ласковые руки.
В.А.Сухомлинский
Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
– Мама! Где моя мама?
Люди окружили девочку и спрашивают:
– Как тебя зовут, девочка?
– Оля.
– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.
– Маму зовут…. мама… мамочка…
Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:
– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?
– Глаза у нее… самые добрые…
– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?
– Волосы… самые красивые…
Опять улыбнулись люди. Спрашивают:
– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у
нее на руке есть, вспомни.
– Руки у нее… самые ласковые.
И объявили по радио:
«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые
косы, самые ласковые в мире руки».
Вопросы:
- Придумайте окончание рассказа.
-Что бы вы делали в подобной ситуации?
-Что вы скажете маме?
-Что вы скажете девочке?
Решение проблемы, предложенное автором:
И мама сразу же нашлась.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
3. Реализация педагогической технологии «Проблемная ситуация»
Ситуация специально создается воспитателем чтобы увидеть, как дети будут выполнять правила, если рядом нет воспитателя и если на нарушение провоцирует специально пришедший персонаж. Конструируется ситуация, в которой дети сами определяются.
Цель: развитие саморегуляции поведения.
Предварительная работа: Постоянное закрепление правил поведения, заранее (за несколько дней) воспитатель обговаривает с детьми ситуацию, определяются как надо вести себя в подобных ситуациях.
Примеры проблемных ситуаций:
-Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
-А я видела, как Рита сломала цветок.
Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу можно сказать в данной ситуации?
2. У Кати укатился мяч и ударился о ногу Никиты.
Никита закричал:
- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как поступит педагог?
3.Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала:
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?
Как должен поступить педагог?
4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит:
-Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать!
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?
Как вы отреагируете на эту ситуацию?
5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит:
-Галина Николаевна, а Сережа сапоги не убрал на место!
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему?
Как бы ты поступил на месте Андрея.
6. Света выходит в раздевальную комнату и громко говорит:
-Я с Никой больше не дружу она меня называет Светкой-конфеткой.
Почему обиделась Света?
Как должен поступить педагог?
7. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит:
-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
8.Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу".
Дети засмеялись и стали показывать пальцами на сестренок: "Они совсем черненькие!";
Как поступил педагог?
9.Воспитатель разговаривает с младшим воспитателем. Наташа кричит:
-Анна Ивановна, А Оля не отдаёт мою куклу!
Потом подходит и трогает воспитателя за руку:
-Вы что не слышите, Оля не отдаёт мою куклу!
Как должен правильно поступить педагог?
Подобные ситуации можно проигрывать и с дошкольниками.
Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
Эффективность технологии «Проблемная ситуация» достаточно высокая. Имеет воспитательный эффект. Она не требует подготовки большого количества особенных материалов. Детский коллектив в кротчайшие сроки проходит адаптацию, мы можем наблюдаем рождение дружного, сплоченного коллектива. Повышается самостоятельность, инициативность, ответственность, совестливость. Дети становятся раскрепощенными в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, несмотря на проблемы в речи.
4. Творческое задание «Составление коллективного рассказа».
Этюд «Сочиним историю».
Цель: формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить словесно - художественное творчество.
Ход игры: Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
5. Создание рисунка по кругу»
Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Ход игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
6. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Педагогам предложены качества личности, которые характеризуют социально-нравственную личность. Необходимо выбрать 10 наиболее, на ваш взгляд, значимых качеств, которые они хотели бы воспитать в ребенке. Задание сначала выполняется индивидуально 3-мя группами, затем, каждая группа выбирает качества, наиболее важные, по мнению группы. После общего обсуждения составляется портрет «идеальной социально-нравственной личности».
Агрессивный Аккуратный Амбициозный Бережливый Властный Внимательный Востребованный Всесторонне развитый Гордый Грамотный Гуманный Добрый Дружелюбный Заботливый Изворотливый Инициативный Коммуникабельный Культурный Любознательный Любопытный Любящий Надежный | Настойчивый Недоверчивый Независимый Неординарный Неравнодушный Нравственно стойкий Нравственный Образованный Обязательный Ответственный Отзывчивый Открытый Порядочный Привлекательный Проницательный Профессионал в своем деле Работоспособный Самодостаточный Самолюбивый Самостоятельный Самоуверенный Сильный | Скромный Способный к самовоспитанию Способный к саморазвитию Способный преодолевать трудности Справедливый Творческий Терпеливый Трудолюбивый Уважающий общечеловеческие ценности Уверенный Уверенный в себе Умеющий постоять за себя Умный Уравновешенный Успешный Хитрый Целеустремленный Честный Чуткий Энергичный |
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь!» В первый день сын забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сообщил ему эту новость. Тогда отец ответил юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот, каждый раз, когда не потеряешь терпение». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".