СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторический практикум "Красна речь притчею"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие - практикум "Красна речь притчею" по программе "Мвстерская слова". Цель: познакомить с одним из средств выразительности речи - притчей: структурой, жанровыми особенностями, моралью и технологией работы над притчей. В процессе практикума обучающиеся знакомятся с притчей песней о бабочке, притчей "Тигры в клетке" и видео-сюжетом "Притча о карандаше". Кейс-технологии: работа в группах логико-семантический разбор притч "Ненужный груз" и "Раны, которые мы оставляем", определение и формулировка нравственной формулы и аргуменрации. 

Просмотр содержимого документа
«Риторический практикум "Красна речь притчею"»

ПРАКТИКУМ КРАСНА РЕЧЬ ПРИТЧЕЮ Мастерская слова

ПРАКТИКУМ

КРАСНА

РЕЧЬ

ПРИТЧЕЮ

Мастерская слова

ПРИТЧА – это искусство слова попадать в сердце . Притча – песня о бабочке

ПРИТЧА – это искусство слова попадать в сердце .

Притча – песня о бабочке

Словарь Владимира Ивановича Даля трактует слово «притча» как «поучение в примере». Притча возникла на Востоке приблизительно в X в. до н.э., где любили и любят говорить иносказаниями. Она произошла от слова «течь» (идти) или «ткнуть» (встретиться). Это означает такое изречение, которое служит указателем пути и дает человеку средства к благополучному течению по этому пути Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 гг.) ПРИТЧА – небольшой нравоучительный рассказ с иносказательной форме.

Словарь Владимира Ивановича Даля трактует слово «притча» как «поучение в примере».

Притча возникла на Востоке приблизительно в X в. до н.э., где любили и любят говорить иносказаниями. Она произошла от слова «течь» (идти) или «ткнуть» (встретиться). Это означает такое изречение, которое служит указателем пути и дает человеку средства к благополучному течению по этому пути

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 гг.)

ПРИТЧА – небольшой нравоучительный рассказ с иносказательной форме.

Притча – это жанр, породивший не только басню, но и другие аллегорические произведения, которые несут в себе поучение. В то же время притча – это небольшой рассказ, содержащий моральное или религиозное поучение в иносказательной, аллегорической форме. Копировать вставить шрифты. Выберите единственный вариант сохранить текст.……

Притча – это жанр, породивший не только басню, но и другие аллегорические произведения, которые несут в себе поучение.

В то же время притча – это небольшой рассказ, содержащий моральное или религиозное поучение в иносказательной, аллегорической форме.

Копировать вставить шрифты. Выберите единственный вариант сохранить текст.……

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИТЧИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ АЛЛЕГОРИЯ ПРИТЧА КРАТКОСТЬ УРОК ЖИЗНИ ЗАДУШЕВНОСТЬ ТАЙНЫЙ СМЫСЛ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИТЧИ

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ

АЛЛЕГОРИЯ

ПРИТЧА

КРАТКОСТЬ

УРОК ЖИЗНИ

ЗАДУШЕВНОСТЬ

ТАЙНЫЙ СМЫСЛ

Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Любая удачно подобранная притча делает речь яркой, образной, выразительной и является уникальным средством-намёком воспитания конкретного лица или группы лиц. В притче всегда заключена определённая дидактическая идея.

Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею».

Любая удачно подобранная притча делает речь яркой, образной, выразительной и является уникальным средством-намёком воспитания конкретного лица или группы лиц. В притче всегда заключена определённая дидактическая идея.

В античные времена притча входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи.  Этот жанр продолжал существовать и развиваться  не только во времена античности и средневековья, но и  в  XVIII и XIX веках. 

В античные времена притча входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи.  Этот жанр продолжал существовать и развиваться  не только во времена античности и средневековья, но и  в  XVIII и XIX веках. 

Использование той или иной притчи зависит от ситуации и мировоззрения рассказчика и слушателя. Известный дрессировщик после очередной репетиции, отправляя тигра в клетку, раздраженно думал: «Сколько можно биться с этим бестолковым тигром! Никак он не хочет понять, что ему нужно прыгать через обруч!» Тигр, возвращаясь в свою клетку, лениво размышлял: «Сколько можно биться с этим бестолковым дрессировщиком!» Интересно, когда он, наконец, поймет, что я буду прыгать через обруч только тогда, когда он будет давать мне свежее мясо, а не эти ошметки? «Сколько еще эти двое странных, бестолковых существ будут разыгрывать вокруг меня свое безумное представление?» - удивлялся обруч.

Использование той или иной притчи зависит от ситуации и мировоззрения рассказчика и слушателя.

Известный дрессировщик после очередной репетиции, отправляя тигра в клетку, раздраженно думал: «Сколько можно биться с этим бестолковым тигром! Никак он не хочет понять, что ему нужно прыгать через обруч!» Тигр, возвращаясь в свою клетку, лениво размышлял: «Сколько можно биться с этим бестолковым дрессировщиком!»

Интересно, когда он, наконец, поймет, что я буду прыгать через обруч только тогда, когда он будет давать мне свежее мясо, а не эти ошметки? «Сколько еще эти двое странных, бестолковых существ будут разыгрывать вокруг меня свое безумное представление?» - удивлялся обруч.

Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя -педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания. Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и  художественной  формы, но и в доступности для любого слушателя. Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным  материалом для аргументации  и  украшения  речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать  и на ум, и на чувства слушателей.

Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя -педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания.

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и  художественной  формы, но и в доступности для любого слушателя.

Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным  материалом для аргументации  и  украшения  речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать  и на ум, и на чувства слушателей.

Нет показа событий в развитии Время и место действия часто некорректны В притче, как правило, нет характеров. Персонажи безымянны, схематичны ОСОБЕННОСТИ ПРИТЧИ … ТЕКСТ Притча не изображает, а сообщает В самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель В притчах нет прямого поучения Ответ над поставленным вопросом каждый должен сделать сам Свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни

Нет показа событий в развитии

Время и место действия часто некорректны

В притче, как правило, нет характеров. Персонажи безымянны, схематичны

ОСОБЕННОСТИ

ПРИТЧИ

ТЕКСТ

Притча

не изображает,

а сообщает

В самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель

В притчах нет прямого поучения

Ответ над поставленным вопросом каждый должен сделать сам

Свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни

СТРУКТУРА ПРИТЧИ ЭКСПОЗИЦИЯ КОНФЛИКТ РАЗРЕШЕНИЕ Предлагает вывод или урок, который можно извлечь из истории Вводит читателя в ситуацию, знакомит с персонажами и устанавливает контекст Является центральной частью притчи, где происходит столкновение различных идей или моральных позиций Эта структура помогает создать логическую последовательность и делает притчу более запоминающейся.

СТРУКТУРА ПРИТЧИ

ЭКСПОЗИЦИЯ

КОНФЛИКТ

РАЗРЕШЕНИЕ

Предлагает вывод или урок, который можно извлечь из истории

Вводит читателя в ситуацию, знакомит с персонажами и устанавливает контекст

Является центральной частью притчи, где происходит столкновение различных идей или моральных позиций

Эта структура помогает создать логическую последовательность и делает притчу более запоминающейся.

«Премудрость» притчи более «высокого» характера, чем «премудрость» басни. Если басня часто обучает житейской мудрости, то притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. Притча существует и может быть понята в определённом контексте. ДАЛЕЕ

«Премудрость» притчи более «высокого» характера, чем «премудрость» басни. Если басня часто обучает житейской мудрости, то притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. Притча существует и может быть понята в определённом контексте.

ДАЛЕЕ

МОРАЛЬ Является важным элементом – это основное послание, которое автор хочет донести до читателя. Мораль может быть явной, когда она чётко сформулирована в конце рассказа, или скрытой, когда читателю предстоит самостоятельно её выявить.

МОРАЛЬ

Является важным элементом – это основное послание, которое автор хочет донести до читателя. Мораль может быть явной, когда она чётко сформулирована в конце рассказа, или скрытой, когда читателю предстоит самостоятельно её выявить.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ПРИТЧЕЙ 03 01 02 Вывести мораль из притчи Если необходимо, сократить притчу Внимательно прочесть или прослушать, подумать 05 04 06 Ввести притчу в высказывание Смоделировать ситуацию применения притчи Опровергнуть или аргументировать поучительную мысль

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ПРИТЧЕЙ

03

01

02

Вывести мораль из притчи

Если необходимо, сократить притчу

Внимательно прочесть или прослушать, подумать

05

04

06

Ввести притчу в высказывание

Смоделировать ситуацию применения притчи

Опровергнуть или аргументировать поучительную мысль

СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Притча нацелена на усиление значимости излагаемой информации и на результативность вербального изложения. Является одним из способов убеждения собеседника или оппонента, украшает любую публичную риторическую речь. ДАЛЕЕ

СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Притча нацелена на усиление значимости излагаемой информации и на результативность вербального изложения. Является одним из способов убеждения собеседника или оппонента, украшает любую публичную риторическую речь.

ДАЛЕЕ

РИТОРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Внимательно прочесть притчу. Сделать логико-семантический разбор (толкование). Определить и сформулировать нравственную формулу.

РИТОРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Внимательно прочесть притчу.

Сделать логико-семантический разбор (толкование).

Определить и сформулировать нравственную формулу.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ НЕНУЖНЫЙ ГРУЗ РАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ОСТАВЛЯЕМ

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ

НЕНУЖНЫЙ ГРУЗ

РАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ОСТАВЛЯЕМ

РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ Берём день и хорошо очищаем его от ______________, _______________, ЗАВИСТИ НЕНАВИСТИ 2 1 ОГОРЧЕНИЙ ЖАДНОСТИ 4 3 , , УПРЯМСТВА ЭГОИЗМА 5 6 , , РАВНОДУШИЯ 7 . Добавляем три полные с верхом ложки ОПТИМИЗМА 8 , Большую горсть    ложечку ТЕРПЕНИЯ ВЕРЫ 10 9 , , Несколько зёрен     и, наконец, щепотку ТЕРПИМОСТИ 11 , по отношению ПОРЯДОЧНОСТИ ВЕЖЛИВОСТИ 13 12 и ко всем, и, в основном к ближним.

РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ

Берём день и хорошо очищаем его от

______________, _______________,

ЗАВИСТИ

НЕНАВИСТИ

2

1

ОГОРЧЕНИЙ

ЖАДНОСТИ

4

3

,

,

УПРЯМСТВА

ЭГОИЗМА

5

6

,

,

РАВНОДУШИЯ

7

.

Добавляем три полные с верхом ложки

ОПТИМИЗМА

8

,

Большую горсть ложечку

ТЕРПЕНИЯ

ВЕРЫ

10

9

,

,

Несколько зёрен и, наконец, щепотку

ТЕРПИМОСТИ

11

,

по отношению

ПОРЯДОЧНОСТИ

ВЕЖЛИВОСТИ

13

12

и

ко всем, и, в основном к ближним.

РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ 14 ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов ДОБРОТЫ 15 ВНИМАНИЯ 16 и . Подавать ежедневно с гарниром из ТЁПЛЫХ СЛОВ 17 и согревающих СЕРДЕЧНЫХ УЛЫБОК СЕРДЦЕ 18 19 , и Приятного аппетита! Удачного дня! ДУШУ 20 .

РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ

Всю получившуюся смесь заливаем сверху

ЛЮБОВЬЮ

14

!

Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов

ДОБРОТЫ

15

ВНИМАНИЯ

16

и

.

Подавать ежедневно с гарниром из

ТЁПЛЫХ СЛОВ

17

и

согревающих

СЕРДЕЧНЫХ УЛЫБОК

СЕРДЦЕ

18

19

,

и

Приятного аппетита! Удачного дня!

ДУШУ

20

.

ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО Мастерская слова

ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

Мастерская слова