Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Задачи
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
Ход практикума:
1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать ключик по цвету (желтый, розовый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранного ключика.
Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку! ( слайд)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам учителям , работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
За последние время существенно изменились приоритеты образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования (слайд) "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".
Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ
- Требования к результатам
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)
В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
личностные, регулятивные, общепознавательные коммуникативные действия.
Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении: развивать отдельные блоки УУД, все блоки в целом, диагностировать метапредметные результаты обучения, но урок остается уроком!
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Поэтому наша встреча посвящена уроку.
2.Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации:
Коллеги, посмотрите на доску и по ключевым словам определите тему нашего семинара. (Путь, системно-деятельностный подход, формировать, «профессиональный ученик», дидактическая парадигма).
Работа в группах
Участники групп по ключевым словам формулируют предполагаемую тему занятия.
Выступление групп.
3.Формулирование темы практикума.
4.Постановка учебной задачи.
Прием таблицы «Толстых и «тонких» вопросов
Сформулируйте цели работы при помощи приема
?
|
?
|
Объясните, почему…?
Почему вы думаете….?
Почему вы считаете….?
В чем различия….?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
И др…
|
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Могли…?
Было бы…?
Согласны ли вы…?
Верно ли …?
И др.
|
5. Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие
|
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
ФГОС
Системно-деятельностный подход
УУД
Требования к результатам обучения
Современный урок
|
|
|
|
6. Портрет выпускника школы по ФГОС
На основании текстового материала создайте схему портрета выпускника на разных этапах обучения
7."Этапы ФГОСовского урока в аспекте организации учебно-познавательной деятельности школьника
Этапы урока
|
Действия учителя (преподавание)
|
Действия ученика (учение)
|
Предполагаемые УУД
|
Организационный
|
Организация начала урока. Установление дисциплины.
|
Организация внимания
|
|
Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап
|
Создание образовательной ситуации обучения, постановка учебных задач
|
Принятие предлагаемой учителем ситуации обучения
|
|
Использование внешних стимулов, побуждающих учащихся к решению учебных задач
|
Поиск внутренних мотивов смысла решения учебных задач в изучении учебного предмета «здесь и сейчас»
|
|
Проектировочный этап
|
Организация учебного проектирования
|
Ученик планирует свою деятельность
|
|
Операционно-деятельностный этап
|
Организация коммуникации в процессе индивидуальной и групповой учебной деятельности (внутри микрогрупп, а также в группах «группа-учитель», «ученик-учитель») с учетом разработанных заранее задач
|
Выполнение учебной задачи (задания) в процессе индивидуальной и/или групповой учебной деятельности, определение источников информации, способов работы с информацией, способов взаимодействия в группах
|
|
Определение путей преодоления затруднений на основе анализа пошагового выполнения предложенных заданий
|
Решение учебных задач, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
|
|
Оценочный этап
|
Выбор системы оценивания результатов решения учебных задач, обсуждение критериев оценивания с учащимися, обобщение и систематизация полученных новых знаний
|
Принятие системы оценивания результатов решения учебных задач, развитие навыков самооценивания и взаимооценивания результатов учебно-познавательной деятельности
|
|
Рефлексивно-смысловой этап
|
Стимулирование учащихся к рефлексии.
|
Оценивание себя как субъекта учебно-познавательной деятельности
|
|
Организация деятельности учеников на уроке происходит через:
1.постановку цели деятельности;
2.планирование своих действий по реализации поставленной цели;
3.саму деятельность;
4. рефлексию полученных результатов.
Методы реализации:
Проектные, активные, интерактивные, исследовательские
Рефлексия. Возвращаемся к заполнению таблицы. Что я узнал о современном уроке.
Возвращаемся к целям. Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Подумайте в группах, обсудите и выскажите свои мнения.
Высказывания групп.
Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности. Успешное осуществление школьниками учебной деятельности предполагает развитие такого мыслительного процесса, как рефлексия.
Рефлексия является одним из этапов современного урока в условиях ФГОС.
Как вы считаете, присутствовала ли рефлексия на нашем практикуме?
5. Итог семинара.
Так что же для нас современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения.
Как вы думаете, нам это удалось сделать?
Давайте вспомним нашу притчу.
За что визирю дали место при дворе?
Кто из вас готов набраться смелости что то изменить в себе, в своей работе для успешной реализации задач, поставленных ФГОСом.
6.Рефлексия
Возьмите свой ключик и повесьте нам доску.