Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Житнянская средняя общеобразовательная школа »
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО зам.директора по УВР Директор школы __________ /Фещенко Н.И../ ____________ /Карлинская С.В./ _____________ О.Н.Будина
протокол от 28.08.2018 № 1_ «_29_» __августа__ 2018г Приказ от 31.08.2018 № 52/8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному предмету
« Практикум решения задач по биологии»
для 10-11 классов
Программу разработала
Будина Ольга Николаевна
учитель биологии
МБОУ «Житнянская СОШ»,
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по биологии» для 10-11 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Житнянская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.
Предлагаемая программа расширяет базовый курс общей биологии за 10-11 классы и позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Брянской области от 08 августа 2013 г. № 62-З «Об образовании в Брянской области»
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»
Письмо Министерства России от 07 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
6) Основной образовательной программы МБОУ « Житнянская СОШ».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии» В.Н. Семенцовой (Сборник 4 «Элективные курсы. Биология, 10-11 классы». – М. изд. «Дрофа», 2009 г)
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач).
Предлагаемый элективный предмет рассчитан на 1 час в 10 классе и 0,5 часа (17 часов в год) в 11 классе
Цели курса
Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы».
Помочь учащимся выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям.
Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
Поддержать и развить умения учащихся сосредоточиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
Задачи курса:
-формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
-формирование обобщенного знания материала;
-формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции ;
- формирование интеллектуальных умений;
-организация познавательной деятельности учащихся.
-развитие биологической интуиции, выработка определенной техники выполнения экзаменационной работы.
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала используются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. У 15–17-летних подростков ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Этот возраст определяется как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности, определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
С учетом выше изложенного можно использовать такие методы обучения:
• метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
• метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
• исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Предполагаемый результат
Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы» и навыка оформления экзаменационной работы.
Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам |
10 класс | 11 класс |
1 | Введение | 3 | 1 | 1 |
2 | Биология – наука о живой природе | 8 | 8 | |
3 | Клетка как биологическая система | 11 | 11 | |
4 | Организм как биологическая система | 9 | 9 | |
5 | Многообразие организмов | 9 | 4 | 3 |
6 | Человек и его здоровье | 8 | | 3 |
7 | Надорганизменные системы | 8 | | 3 |
8 | Экосистемы и присущие им закономерности | 9 | | 5 |
9 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 68 | 34 | 17 |
Содержание изучаемого курса.
10 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Введение – 1 час
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С.
Биология – наука о живой природе – 8 часов
Общебиологические закономерности. Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад ученых в развитии знаний о живой природе. Промежуточное тестирование. Уровни организации живой материи. Основные свойства живых систем.
Клетка как биологическая система – 11 часов
Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Углеводы, белки, липиды – основные свойства, строение, функции. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Мембранные органоиды клеток. Клетки прокариот. Метаболизм клетки. Промежуточное тестирование. Клеточные технологии. Неклеточные формы жизни.
Организм как биологическая система – 9 часов
Размножение организмов (митоз, мейоз). Общие закономерности онтогенеза. Развитие организмов. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. Составление родословной.
Многообразие организмов – 4 часа
Основные систематические категории. Характеристика Царства Бактерий, Растений. Роль в природе и жизни человека. Характеристика Царства Грибы.
9. Итоговое занятие – 1 час
Итоговое тестирование
Тематическое планирование 10 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
| Введение. Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С. | 1 |
2 | Общебиологические закономерности. | 1 |
3 | Роль биологии в формировании научных представлений о мире. | 1 |
4 | Вклад ученых в развитии знаний о живой природе. | 1 |
5 | Промежуточное тестирование. | 1 |
6 | Уровни организации живой материи. | 1 |
7 | Основные свойства живых систем. | 1 |
8 | Основные свойства живых систем. | 1 |
9 | Общебиологические закономерности. | 1 |
10 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 |
11 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 |
12 | Нуклеиновые кислоты. | 1 |
13 | Белки – основные свойства, строение, функции. | 1 |
14 | Углеводы – основные свойства, строение, функции. | 1 |
15 | Липиды – основные свойства, строение, функции. | 1 |
16 | Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. | 1 |
17 | Мембранные органоиды клеток. | 1 |
18 | Клетки прокариот. Неклеточные формы жизни. | 1 |
19 | Метаболизм клетки. | 1 |
20 | Клеточные технологии. | 1 |
21 | Размножение организмов. Митоз. | 1 |
22 | Размножение организмов. Мейоз. | 1 |
23 | Общие закономерности онтогенеза. | 1 |
24 | Развитие организмов. | 1 |
25 | Закономерности наследственности. | 1 |
26 | Закономерности изменчивости. | 1 |
27 | Решение задач на моногибридное скрещивание. | 1 |
28 | Решение задач на дигибридное скрещивание. | 1 |
29 | Составление родословной. Подведение итогов. | 1 |
30 | Основные систематические категории. | 1 |
31 | Характеристика Царства Бактерии. Роль в природе и жизни человека. | 1 |
32 | Характеристика Царства Грибы. Роль в природе и жизни человека. | 1 |
33 | Характеристика Царства Растений. Роль в природе и жизни человека. | 1 |
34 | Итоговое тестирование. Подведение итогов. | 1 |
11 класс
(0,5 часа в неделю, 17 часов в год)
Введение – 1 часа
Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование.
Многообразие организмов – 3 часов
Характеристика Царства Животные. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных. Использование организмов в биотехнологии.
Человек и его здоровье – 3 часов
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Правила личной и общественной гигиены.
Надорганизменные системы – 3 часов
Эволюция органического мира. Промежуточное тестирование. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы, направления и результат эволюции. Вид, его критерии. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Химическая и биологическая эволюция.
Экосистемы и присущие им закономерности - 5 часов
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Состав и свойства биогеоценозов. Экологические факторы. Биологические факторы среды. Промежуточное тестирование. Смена биоценозов. Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере). Круговорот веществ в природе.
Итоговое занятие – 2 часа
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.
Тематическое планирование 11 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование. | 1 |
2 | Характеристика Царства Животные. Роль животных в природе и жизни человека. | 1 |
3 | Эволюция животных. | 1 |
4 | Использование организмов в биотехнологии. | 1 |
5 | Место человека в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). | 1 |
6 | Системы органов. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 |
7 | Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. | 1 |
8 | Эволюция органического мира. Химическая и биологическая эволюция. Синтетическая теория эволюции. | 1 |
9 | Движущие силы эволюции. Направления и результат эволюции. | 1 |
10 | Вид, его критерии. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 |
11 | Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Состав и свойства биогеоценозов. | 1 |
12 | Экологические факторы среды. | 1 |
13 | Смена биоценозов. | 1 |
14 | Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере). | 1 |
15 | Круговорот веществ в природе. | 1 |
16-17 | Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок. | 2 |
Учебно – методическое обеспечение программы.
Для учителя
1.Атраментова Л.А. и др. Генетика человека в школьном разделе общей биологии // Биология в школе. – 1993. - № 5.
2. Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков // Биология в школе. – 1991. - № 2.
3. Асланян М.М. От гена к геномике // Биология в школе. – 2003. - № 6.
4. Баев А.А. Таинственный язык наследственности // Биология в школе. – 1993. - № 5
5. Захаров В.Б. Введение в генетику: история развития // Биология в школе. – 2003. - № 5, 2003, № 9-12
6. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс: учебное электронное издание
7. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание
Для учащихся
1. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.
2. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В.. Биология для абитуриентов. – Минск: Юнипресс, 2011
3. Калинова Г.С. и др. ЕГЭ по биологии. 11 класс: учебное пособие. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
3. Лернер Г.И., Биология: репетитор. – М.:экмо, 2010.
3. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание