Классный час
«Права
и
обязанности детей»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Ход мероприятия
1.Введение в тему беседы.
-Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему: о ваших правах и обязанностях (1 слайд). Попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
2.Наши права.
-А что такое «право», «права»? (слайд 2)
Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся.
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
(Слайд 3)
Одновременно с ними появились Главные вопросы (щелчок)
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились Международные документы о правах человека (слайд 4 ).
А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран.
(Слайд №5)
(Слайд №6)
1.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята. (Слайд №7)
2. Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. (Слайд №8)
3. Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. (Слайд №9)
4. Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. (Слайд №10)
5. Подрос, взял я книжки
И пошёл я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. (Слайд №11)
6. Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
(Слайды №12-17)
Дети имеют не только права, но и обязанности (Слайд №18)
3. Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация». (Слайд №19)
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят герои мультфильмов. Посмотрите, подумайте, какие права ребенка нарушены. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». (Слайд №20)
Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»
(Слайд №21)
-Какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их?
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Слайд №22)
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Слайд №23)
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Слайд №24)
4. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (Слайд №25)
5. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? (Слайд №26)
6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Вашему вниманию предлагаю игру «Разрешается – запрещается». (Слайд №27)
Стихотворные строки вы заканчиваете словами «разрешается» или «запрещается».
1.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
2.С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
3.Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (строго запрещается)
4.Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
5.Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
6.Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
(Слайд №27)
Будь ты слабым или сильным
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
(Слайд №28)
Спасибо за внимание!