Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Техно – Школа им. В.П.Савиных»
Конспект урока по СБО
«Правила дорожного движения. История транспорта»
Урок 1.
Составители:
Хабибуллина В. М.
Описание работы: интерактивный урок по социально-бытовой ориентировке «Правила дорожного движения. Виды транспорта» разработан для детей коррекционного класса с умственной отсталостью. Занятие имеет коррекционно - развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработано в соответствии с современными требованиями.
Данный интерактивный урок подойдет как детям с умственной отсталостью, учащимся в специальных коррекционных классах, так и младшим школьникам для проведения классных часов.
Цель: формирование представления школьников о безопасности дорожного движения и истории транспорта.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей транспорта;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие мышления и внимания;
- воспитывать культуру пешехода, ответственность за собственную жизнь;
- расширить представление о том, что на дороге учащихся может подстерегать опасность.
Оборудование:
проектор, компьютер;
фигурки лошади, кареты и автомобиля;
презентация и видеозаписи по теме;
интернет-ресурс LearningApps для выполнения заданий в режиме онлайн;
карточки с заданиями.
Тип урока: актуализация полученных ранее знаний, формирование новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
На столе учителя стоят заранее подготовленные фигурки лошади, кареты и автомобиля.
1.1 Приветствие, психологическая настройка
Учитель: Здравствуйте, давайте настроимся на урок. Встаем у своих парт, делаем глубокий вдох и поднимаемся на носочках, руки вытягиваем наверх. Теперь опускаемся вниз, наклоняемся и одновременно выдыхаем. Повторяем это еще 2 раза. (Дети делают вдохи и выдохи) Молодцы, садимся.
1.2 Подводка к теме
Учитель: Мы уже немного размяли свое тело, а теперь давайте разомнем и ум. Отгадайте загадку:
Не живая, а идёт,
Неподвижна — а ведёт.
Если б встала,
До неба достала.
(Дети называют отгадки)
И так, это – дорога. 1 Слайд. Изображение дороги. Для чего нужна дорога? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – ездить). Да, дорога нужна нам для того, чтобы куда-то добраться. А как вы думаете, всегда ли были такие заасфальтированные дороги, как сейчас? (Дети отвечают). Такие дороги были далеко не всегда, раньше люди ездили и ходили просто по земле, без тротуаров. 2 Слайд. Дороги
А теперь, посмотрите на фигурки на моем столе. Что тут есть? (Учитель по очереди показывает фигуры, дети называют их). А что у всего этого общего? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – на всем этом можно ездить). Совершенно верно. Это средства передвижения, на которых люди ездили в разное время.
2. Определение темы. Постановка целей
Учитель: Еще раз внимательно посмотрите на все эти фигурки и подумайте, о чем же мы с вами будем говорить? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – транспорт, старый транспорт). Мы с вами начнем говорить о правилах дорожного движения, но перед этим познакомимся с историей возникновения транспорта и правил дорожного движения, узнаем, какие бывают виды транспорта.
Для чего нам нужно знать правила дорожного движения? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – чтобы знать, как вести себя на дороге, чтобы не попасть в аварию). Да, от наших знаний ПДД – правил дорожного движения, зависит наша жизнь и здоровье. 3 Слайд. История транспорта
3. Актуализация знаний
Учитель: Вы уже знаете, что такое транспорт. Расскажите мне. (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – машины, все на чем можно ездить). Очень хорошо! А люди всегда ездили на машинах? На чем еще они ездили? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – лошади, кареты). Точно, прежде чем появились современные машины, к которым мы привыкли, люди ходили пешком, ездили на лошадях, в каретах, старых и очень простых паровых машинах, постепенно совершенствуя транспорт.
4. Работа с новым материалом
Учитель: Давайте посмотрим видео об истории транспорта. 4 Слайд. «История транспорта»
И так, транспорт со временем очень сильно изменился. 5 Слайд. Как менялся транспорт (слайд с анимацией по щелчку). Сначала люди ходили пешком, потом начали использовать животных для передвижения, первым «прототипом» автомобиля были различные кареты, которые возили лошади.
(Смена картинки) Затем, разработали первую паровую машину, которая работала по типу паровоза (Смена картинки) – в печь кидают уголь, который сгорает, нагревая котел с водой, вода превращается в пар, пар давит на механизм, который начинает двигаться и за счет этого машина едет, люди постоянно совершенствовали машины (Смена картинки) и добились того, на чем люди ездят сейчас.
(Смена картинки) Но прогресс не стоит на месте, люди продолжают совершенствовать все вокруг, включая машины. (Смена картинки) Уже сейчас можно увидеть машины будущего и неизвестно, какие невероятные автомобили ждут нас в ближайшие года.
Разминка для глаз
У
читель: После просмотра мультика нужно обязательно сделать зарядку для глаз, чтобы они отдохнули. Посмотрите на наш тренажер и внимательно проведите глазами по каждой стрелочке. (Учитель может помочь, проводя ручкой по стрелочкам, а дети должны следить за ручкой)
Молодцы, отдохнули, теперь продолжим. Выполним небольшое задание и проверим, хорошо ли вы запомнили, какой транспорт появился раньше, какой позже. Для этого мы выполним задание. Я включу на экране упражнение, в котором вам нужно будет расставить транспорт в хронологическом порядке, то есть какой появился самым первым, а какой позднее. 6 Слайд. Задание по истории транспорта. (Учитель переходит по ссылке в презентации. Дети смотрят на экран и называют какой транспорт появился первым, какой после него и так далее, а учитель распределяет картинки)
Молодцы! У вас отлично получается! И так, машин становилось все больше, а значит, стали нужны правила, которые регулируют их движение, чтобы не случалось аварий. Давайте посмотрим мультик о том, как появились правила дорожного движения. 7 Слайд. История возникновения ПДД
Теперь давайте проверим вашу внимательность:
Из-за чего появились ПДД? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – чтобы не было аварий). Правильно! По дорогам ездили лошади, колесницы, рыцари, чтобы они не врезались друг в друга, люди придумали правила дорожного движения. 8 Слайд.
С какой стороны сейчас ездят машины? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – правая) Верно! 9 Слайд.
Кто сопровождал первые машины? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы –мальчик) Да, это был мальчик, бегущий перед машиной и кричащий о ее приближении. 10 Слайд. Зачем? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – чтобы люди не испугались) Да, для многих машины были еще редкостью и люди могли их испугаться.
Как отделили место для пешеходов? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – сделали его выше) Да, если раньше люди и машины ходили по одной дороге, с развитием ПДД и увеличением количества машин, место для пешеходов отделили сбоку, выше основной дороги. 11 Слайд
Зачем? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – чтобы отделить от дороги) Верно, чтобы люди видели, где можно ходить, чтобы отделить тротуар – дорогу для людей, от дороги для машин.
Кто определял, кому можно ехать до того, как появился светофор? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – полицейский) Да, это был полицейский с жезлом, который сейчас называется регулировщиком.
В честь кого назвали пешеходный переход? Почему? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – зебра, потому что похоже) И вы снова правы, молодцы. Пешеходный переход называют зеброй за его черно-белые полоски.
5. Физкультминутка
Учитель: Устали? Давайте немного разомнемся.
Цок, цок, цок, цок! (Дети поочередно топают ногами)
Я лошадка - серый бок! (Повороты, руки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива. (Взмахи руками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Дети кружатся на месте)
Закончить разминку можно легким бегом по кругу друг за другом.
6. Закрепление изученного
Учитель: Хорошо! А сейчас давайте выполним задания на карточках. Вам нужно соединить по точкам разный транспорт, раскрасить картинки и разложить их по порядку – что появилось раньше, а что позже. (Детям дается несколько минут на выполнение задания)
7. Итог урока
(Дети отвечают на вопросы)
Итак, какая была тема нашего сегодняшнего урока?
На чем люди ездили сначала?
А какой был первый транспорт, созданный человеком?
Кто ездил на лошадях и в доспехах?
Для чего создали правила дорожного движения?
Кто регулировал движение на дороге?
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Что было трудно?
Оценим свою работу на уроке
Учитель: Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями. Вы отлично поработали и узнали больше о транспорте. Урок закончен, до свидания!