Классный час, посвященный
безопасному поведению на железной дороге
«Правила соблюдать – беду миновать!»
Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.
Основные задачи:
1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;
2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);
3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;
4. Развитие внимания, памяти, мышления;
5. Закрепление умений работать с информацией;
6. Развитие коммуникативных навыков.
I. Организационный этап.
Уч-ся заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил».
II. Создание эмоционального настроя.
- Кто из вас уже совершал поездки на поезде?
I I I. Самоопределение к деятельности.
1. Рассказ преподавателя.
Мы живём в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Российских железных дорог не стоит на месте.При огромных объёмах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движение поездов является зоной повышенной опасности.
Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом. Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.
- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.
- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.
- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.
За все годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.
- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.
2. Целеполагание.
Уч-ся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)
- Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
«Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно».
V. Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы)
- Что общего есть у поездов?
Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
1.«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,
Уложившись в сроки расписания».
2.«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне».
3.« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю».
4.«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!»
5.«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды».
2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».
- Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров.
- Что может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Уч-ся высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
3. Рассказы « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.
Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
VI. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах
Ситуация 1.
«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.
«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»
Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.
«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»
Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.
VII. Рефлексия.
1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»
(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)
Примерная памятка:
- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;
- Не подлезайте под вагоны!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
VIII. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
IX. Итог занятия.
- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны !
Просмотр содержимого документа
««Правила соблюдать – беду миновать!»»
Классный час, посвященный
безопасному поведению на железной дороге
«Правила соблюдать – беду миновать!»
Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.
Основные задачи:
1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;
2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);
3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;
4. Развитие внимания, памяти, мышления;
5. Закрепление умений работать с информацией;
6. Развитие коммуникативных навыков.
I. Организационный этап.
Уч-ся заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил».
II. Создание эмоционального настроя.
- Кто из вас уже совершал поездки на поезде?
I I I. Самоопределение к деятельности.
1. Рассказ преподавателя.
Мы живём в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Российских железных дорог не стоит на месте.При огромных объёмах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движение поездов является зоной повышенной опасности.
Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом. Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.
- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.
- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.
- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.
За все годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.
- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.
2. Целеполагание.
Уч-ся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)
- Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
«Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно».
V. Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы)
- Что общего есть у поездов?
Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
1.«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,
Уложившись в сроки расписания».
2.«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне».
3.« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю».
4.«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!»
5.«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды».
2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».
- Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров.
- Что может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Уч-ся высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
3. Рассказы « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.
Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
VI. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах
Ситуация 1.
«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.
«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»
Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.
«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»
Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.
VII. Рефлексия.
1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»
(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)
Примерная памятка:
- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;
- Не подлезайте под вагоны!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
VIII. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
IX. Итог занятия.
- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и