-Ребята, обратите внимание на слова, которые записаны на слайде (За)писал (За)партой (На)чертил (На)уроке (О)светил (О)стихах - Чем они отличаются? На какой вопрос они отвечают. ( 1 столбик – глаголы; 2 столбик – в начальной форме - существительные) - А что у них общего? (начало) -В первом столбике при раскрытии скобок слова должны писаться слитно или раздельно. Почему? (слитно, т.к. это приставка) -А во втором столбике при раскрытии скобок слова пишутся слитно или раздельно. Почему? (раздельно, т.к. это предлог) -Чем предлог отличается от приставок? -Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, и она пишется со словом слитно Предлог – это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении и пишется отдельно от слов -Чтобы закрепить знания о том, как отличить предлог от приставки поработаем по учебнику. Упражнение 229 (с.109) -Прочитайте отрывок из басни про себя. Катя прочитай отрывок из басни вслух. - Прочитаем задание -Как отличить предлог от приставки? ( предлог стоит при существительном или прилагательном и ставит слово в определённый падеж, а приставка придаёт смысл слову, образует новое слово) - Как пишется приставка, слитно или отдельно от слова? (слитно со словом) -Как пишется предлог, слитно или отдельно от слова? (отдельно от слова) -Если слово является глаголом, то пишем слитно, а сели рядом с существительным, то это предлог, значит, пишем слово раздельно -Выполните упражнение в тетради самостоятельно. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и выделите у глаголов приставки. -Открываем тетради, записываем число: Двенадцатое апреля Ниже пишем: Классная работа. Упражнение 229. -Приступаем к выполнению. На работу вам дается 5 минут. Затем будем проверять. -Заканчиваем работу, начинаем проверять. - Читаем слово, где пропущена буква или нужно раскрыть скобки, и объясняем, почему мы так написали Остальные проверяют (Тут Соловей (солОвушка) являть свое искусство стал: Защёлка (в корне слова, после шипящих пишется –ё), засвистал На тысячу ладов, тянул (тЯнет), переливался (перелИв), То нежно он ослабевал(слАбый) И томной вдалеке (дАль, далЁкий) свирелью отдавался (отдАть), То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.) -Ребята, в каком времени употреблены все глаголы в этом упражнении? (в прошедшем времени) -По каким признакам вы их распознали? (по вопросу и по суффиксу -л-) -Таким образом, мы закрепили наши знания о том, как отличить предлог от приставки, и о правописании глаголов. -Ребята, обратите внимание на слово на слайде (За)дело -Как вы думаете, это слово пишется слитно или раздельно. Почему? - Это слово может писаться и слитно и раздельно. Почему? -Это слово может быть как глаголом, так и существительным - Давайте выполним упр. 230 и выясним, какими частями речи являются слова, которые пишутся одинаково - Прочитаем текст - Какие слова произносятся одинаково? ((за)дело) -Они имеют одно и то же значение? -Какими частями речи являются эти слова, докажите ? (1.глаголом, т.к. отвечает на вопрос что сделало? 2. существительное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? ) - Вы знаете, как изменяются глаголы прошедшего времени? Давайте это выясним, для этого Для этого выполним упражнение 230 - Сейчас, спишите, раскрывая скобки и над глаголами прошедшего времени укажите род и выделите окончание. Как определить род у глаголов прошедшего времени ( по существительному, к которому относится глагол и по вопросу, который мы задаём от этого существ) - Работаем самостоятельно, затем проверим Приступаем к выполнению -Заканчиваем выполнение упражнения и начинаем проверять. -Катя, читай первую строчку, называя букву, пропущенную в слове, которую вставила и как ты раскрыла скобки и почему. Остальные проверяют. - Лиза, читай вторую строчку, называя букву, которую вставила и как ты раскрыла скобки и почему. - Даша, читай третью строчку, называя букву, которую вставила и как ты раскрыла скобки и почему. - Маша, читай третью строчку, называя букву, которую вставила и как ты раскрыла скобки и почему. -Молодцы! -Теперь проверим, какой род и окончание вы выделили у глаголов прошедшего времени. Возьмите в руки сигналы обратной связи, если вы считаете, что все верно, поднимите зеленый сигнал вверх, если допущена ошибка то поднимите красный сигнал вверх. -Катя, читай первый глагол прошедшего времени, называя род и окончание, и как ты это определила. Все остальные проверяют и сигнализируют -Лиза, читай второй глагол прошедшего времени, называя род и окончание, и как ты это определила. Все остальные проверяют и сигнализируют -Даша, читай следующий глагол прошедшего времени, называя род и окончание, и как ты это определила. Все остальные проверяют и сигнализируют -Маша, читай следующий глагол прошедшего времени, называя род и окончание, и как ты это определила. Все остальные проверяют и сигнализируют -Вика, читай следующий глагол прошедшего времени, называя род и окончание, и как ты это определила. Все остальные проверяют и сигнализируют (Солнце не задел о (ср.род) Трава пил а (ж.род)  Плотник проснулся и взялся (м.род) Пила зазвенел а (ж.род)) -Какой вывод мы можем из этого сделать. Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам) -Прочитайте правило на странице 109 под рубрикой «Вспомните!» Катя, прочитай вслух -Глаголы в прошедшем времени изменяются в каком числе? (только в единственном) -Давайте это проверим и рассмотрим таблицу на странице 110 - Сейчас давайте поставим вопрос к каждому глаголу и назовем окончание глаголов. Например: что делал ?- жил, нулевое окончание - Поднимите руку кому не понятно. - Тогда давайте выполним это задание по цепочке, начиная с первой парты первого ряда. (Что делал? – был, нулевое окончание, Что сделал? – прибыл, нулевое окончание, Что делала? – жила, окончание –а, Что делала? – была, окончание –а, Что сделала? – прибыла, окончание –а, Что делало? – жило, окончание –о, Что делало? – было, окончание – о, Что сделало? – прибыло, окончание –о) - Сравните окончания в вопросах и в глаголах. Какой можно сделать вывод? (окончания в вопросах и в глаголах одинаковые) - Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени в мужском роде, в женском роде, в среднем роде? (нулевое, а, о) - В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам? (в единственном числе) -По таблице можно сделать вывод, что глаголы в форме единственного числа, прошедшего времени в мужском роде имеют нулевое окончание, в женском роде имеют окончание -а, в среднем роде имеют окончание -о - Чтобы применить правило, с которым мы с вами познакомились, предлагаю выполнить упражнение 232 на странице 110. Катя, прочитай задание. Выполнять будем у доски. На ком мы остановились. Маша выходи. -Какие формы глаголов прошедшего времени мы образуем от глагола плыть, тут же выделяй окончания и поставим ударение в этих словах? (плыл, плыла, плыло, плыли) -Присаживайся, следующее слово по цепочке выходит к доске Миша -Какие формы глаголов прошедшего времени мы образуем от глагола спать, тут же выделяй окончания и поставим ударение в этих словах? (спал, спала, спало, спали) -Присаживайся, следующее слово по цепочке идёт разбирать Вика - Какие глаголы мы образуем от глагола понять, сразу выделяй окончания и поставим ударение в этих словах? (понял, поняла, поняло, поняли) -Таким образом, мы научились применять правило |