-Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей. "Знание –это сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает". -Как вы ее понимаете? (это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем) Сегодня на уроке мы пополним наши знания. III. Определение темы урока, запись даты, темы урока. - Откроем тетради, запишем число, классная работа Создание проблемной ситуации. - А сейчас я попрошу вас организовать группы, ребята первых парт поворачиваются к товарищам второй парты, третья парта – к четвертой. - В каждой группе определите того, кто будет у вас секретарем. Слайд 2 - Ребята, вставьте буквы в словах и определите, на какое правило орфограммы в каждом столбике? ос..нь | уз..кий | мес.ность | б..рёза | прик..саюсь | тр..ва | гри.. | звёз..ный | к..стёр | к..снулся | л..сник | лё..кий | ужа…но | обл..ко | соприк..снуться | р..ка | тра..ка | опас..но | ш..рох | к..сание | - Назовите орфограммы, с которыми вы работали (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, непроверяемые гласные в корне слова). - Ребята, а для чего мы должны знать орфограммы? (Чтобы грамотно писать) - Как проверить безударные гласные в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. В качестве проверочного слова может выступать: Однокоренное слово. Например: осень — осенний, лесник— лес. Изменённая форма этого же слова. Например: река- реки, трава-травы). - Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й. Например: узкий-узок, гриб-грибы, легкий-легонький, травка-травушка) - На какую орфограмму записаны слова 3 столбика? (Непроизносимый согласный звук) - Как проверить непроизносимый согласный звук? (Чтобы проверить непроизносимый согласный звук, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный слышался чётко. Например: местность-место, звездный-звезда) - Какие слова из третьего столбика пишутся без т? (ужасно и опасно) - Как называются слова, записанные в 4 столбике? (словарные слова) - Скажите, пожалуйста, все ли орфограммы в предложенном задание вам известны. (Нет, слова в пятом столбике с неизвестной нам орфограммой) -Попробуем выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы в словах, записанных в пятом столбике. Слайд 3 прик..саюсь, к..снулся, соприк..снуться, к..сание. - Попробуем проверить ударением. Почему не получается проверить эти слова ударением? Челчок в 3 слайде касались - кас-кос (выделен корень, подчеркнута буква, выделен суффикс). - Сформулируйте тему урока (гласные в корне кос-кас). Слайд 4 - Запишем тему урока в тетрадь. - Каковы цели и задачи урока? (познакомиться с правилом «Гласные в корне кос-кас»; научиться применять его; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать орфограммы; отличать корень с чередованием от омонимичного корня с проверяемой безударной гласной). Слайд 5 - Давайте подумаем: как лучше спланировать нашу деятельность, чтобы эффективнее решить задачи урока (познакомиться с правилом; выполнить упражнения на это правило сначала вместе с учителем, затем самостоятельно; закрепить изученный материал дома). 2. Работа по теме урока. - Как вы правильно сказали, наша задача – познакомиться с условиями выбора о или а в корне – кос -кас-, определить алгоритм действий при выборе буквы. - Попробуем сформулировать правило по записи на доске. (в корне –кос- -кас- пишем букву а, если после корня стоит суффикс а, если этого суффикса нет, то в корне пишем букву о) Слайд 6 - Обратимся к учебнику: проверим, правильно ли мы сформулировали правило (стр.162, п.47). Особое внимание обратим на образец рассуждения. - Определим алгоритм работы. 1. Прочитайте слово, найдите корень. 2. Выясните, есть ли суффикс –а. 3. Руководствуясь правилом, запишите слово. Слайд 7 3. Закрепление темы. - Наша задача - закрепить знания условий выбора о или а в корне – кос -кас- и отработать способ действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас) Упр. 310 (выписать сначала слова с буквой а, затем с о, обозначить условия выбора орфограммы). Работаем в парах, по очереди комментируем выбор гласной. - Сейчас мы с вами напишем словосочетания. Коснуться стола, нежное прикосновение, касаться важной проблемы, касание рукой пола, прикоснуться к искусству, это касается всех. (По очереди учащиеся комментируют слова с корнем кос-кас.) - Какое значение имеют слова с корнем –кос- -кас- в записанных словах?( - Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь. - Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме. - Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.) - Давайте прочитаем Лингвистическую сказку (распечатана для учеников) У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше». Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!) - Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать однокоренными к словам с чередованием корней кос – кас? (нет) - Почему? (- Такие корни называются омонимичными.) -Почему? (одинаково звучат, но имеют разное значение). Слайд 8 5) Работа по индивидуальным карточкам с последующей проверкой по ключу. Закрась только те ячейки, в которых написаны слова с чередующимися гласными в корне . косой | коснуться | косить | косичка | касаться | касание | косынка | касательная | прикасаться | косилка | Слайд 9 5. Обобщение материала. - Что мы должны помнить, выбирая, какую букву мы напишем в корне кос-кас? (Чтобы выбрать букву «о» или «а» в корне «кас-», нужно применить орфографическое правило: Если за корнем находится суффикс -а-, то в корне пишется буква «а». Во всех других случаях употребляется «о»). Контроль усвоения правила. - Цель – применить известные нам правила о правописании корней с чередованием о-а. Задание: Буквы О и А в корне -КОС-, -КАС Выбери правильный ответ Начало формы Вопрос № 1 Найдите слово с пропущенной буквой О: прик..сайтесь прик..снитeсь не прик..саемся к...сательная Вопрос № 2 Какую букву надо писать в слове ПРИК,,,САЙТЕСЬ? Введите ответ: Вопрос № 3 В слове СОПРИК..СНУЛСЯ нужно писать букву: А О Вопрос № 4 Найдите слово с пропущенной буквой А: к..снулся к..сается прик..снулся соприк..снулся Вопрос № 5 В слове К..САЕТСЯ нужно писать букву: А О Вопрос № 6 В слове ПОК..СИЛСЯ нужно писать чередующуюся гласную О? да нет Вопрос № 7 Найдите слово с чередующейся гласной в корне: к..сой л..зейка к..сить к..саться Вопрос № 8 В корне с чередованием -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если: после корня стоит суффикс -а- можно пpовеpить удаpением после корня нет суффикса -а- под ударение а, без ударения о Вопрос № 9 В слове К..САТЕЛЬНАЯ нужно писать чередующуюся гласную А? да нет Вопрос № 10 Найдите слово с проверяемой гласной в корне: прик..сновение ск..сили к...сание меня это не к...сается Проверка Слайд 10 Критерии оценивания Слайд 11 Конец формы Подведение итогов урока. Слайд 12 Сделаем выводы. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Решили ли мы задачи, поставленные нами в начале урока? (на экране задачи урока) На сегодняшнем уроке мы повторили правописание гласных в корнях с чередованием, познакомились с темой «Буквы о –а в корне кос-кас» и научились применять это правило на письме. Слайд 13 Дайте оценку нашей работе: заполните , пожалуйста, карточки на вашем столе. Слайд 14 Домашнее задание. 1. П.47 (выучить правило). 2. Упр. 311. Карточка эмоционального состояния Ф.И. ___________________________________ | | | | Заполните карточку (от 1 до 5) На уроке мне было интересно | | Я чувствовал (а) себя комфортно | | Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | | Я был(а) успешен (успешна) | | Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен Отметка за тест | | |