1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | - Здравствуте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Здравствуте!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация Знаний. (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1 мин) | Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой. Слайд 1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы: Ра..шить, ..двиг, ра..бег, ра..писание, чере..чур, ..жатый, ра..щелина, в..ходы, ..делать, бе..заботный, ра..свет. Слайд №2. Расшить, сдвиг, разбег, расписание, чересчур, сжатый, расщелина, всходы, сделать, беззаботный, рассвет. Вспомните и расскажите от чего зависит выбор данной орфограммы. Запись на доске. Пр..морский, пр..спокойно, пр..вратить, пр..клонить к земле, пр..храмывать, старинные пр..дания, пр..клонить голову. Вставьте пропущенные буквы. Почему у всех получилось по разному? Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке? Что узнать нового? Давайте попробуем сформулировать тему урока и цели, которые мы хотим достигнуть. Слайд 3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют выбор орфограммы. 1учащийся работает у доски. Запись учащимися темы урока. Постановка цели. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. (20 мин) | Приставки ПРЕ- и ПРИ- СЧИТАЮТСЯ САМЫМИ ТРУДНЫМИ. ПОЧЕМУ? Потому что их выбор определяется смыслом. Но сначала научимся узнавать их в лицо. Слайд 4. Игры с приставками. Игра 1. Приставка или нет? Найди слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход. Игра 2. Прятки с приставками. Найди слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Вприсядку, по-прежнему, запрещенный, боеприпасы, допризывник, капризный. Сегодня на уроке мы будем говорить только о приставке при-. Слайд 5. Что может означать приставка при-? Слайд 6. Первое значение приставки при-. Пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился. Догадайтесь, какое общее значение у этих слов? Слайд 7. Слова, означающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-. Прибыл ли поезд, приплыл теплоход. Космонавт прилетел из Вселенной – В словах придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ-, несомненно! Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только они не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединять. Слайд 8. Второе значение приставки при-. В словах, обозначающих соединение, ВСЕГДА пишется приставка ПРИ-. Винт привинтил, прикрепил колесо, Приклеил, пришил умело – Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали. А давайте пошутим! Замените одним словом: 1. Присоединить с помощью слона. 2. Присоединить с помощью собаки. Одна школьница не поняла, почему мы назвали это задание шуткой. У нее получились серьезные слова, и она объяснила их так: «Прислонить – это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присобачить – значит доставить на собаках. Так делают на Севере. А еще можно приверблюдить – привезти на верблюдах. Так делают в пустынях». Как вы думаете, права эта девочка? Слайд 9. Третье значение приставки ПРИ-. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Вот так: при школе – пришкольный участок. Край при море, канава при дороге, постройка при станции, огород при усадьбе, поселок при городе. Слайд 10. ПРИ- обозначает нахождение около чего-то. Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжег вам царапину йодом, а только прижег. Вы не открыли окно широко, а приоткрыли. Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слайд 11. Четвертое значение приставки ПРИ- это неполное действие. Язык прикусил - не совсем откусил. Пригорело – не значит сгорит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишется с приставкой ПРИ-. | Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы. Объясняют значение приставки ПРИ-. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Самостоятельная работа с проверкой по ключу. (3 мин) | Учащиеся работают с тестами (раздаточный материал). Тест (раздаточный материал). А1. В каком ряду в обоих слоях приставка обозначает приближение? Пр..крепить, пр..ятельский Пр..бежал, пр..полз Пр..ехать, пр..красный Пр..встать, пр..лечь. А2. В каком ряду в обоих словах приставка обозначает присоединение? Пр..клеился, пр..клонить. Пр..чесать, пр..бить. Пр..градить, пр..вязать. Пр..паять, пр..колоть. А3. В каком ряду в обоих словах приставка обозначает близость? Пр..городный, пр..летел. Пр..чалить, пр..винтить. Пр..школьный, пр..морский. Пр..открыть, пр..знать. А4. В каком ряду в обоих словах приставка обозначает неполное действие. Пр..лечь, пр..ветствовать. Пр..слушаться, пр..тормозить Пр..луниться, пр..станционный Пр..говорить, пр..знать. А5. В каком ряду есть третий лишний. Пр..городный, пр..усадебный, пр..озерный Пр..слонился, пр..умолк, пр..встал. Пр..полз, пр..катился, пр..плыл Пр..клеить, пр..вязать, пр..бить. Ответы: А1 – 2; А2 – 4; А3 – 3, А4 – 2; А5 – 2. ОЦЕНКА : «5» - 5 верных ответов «4» - 4 верных ответов «3» - 3 верных ответа «2» - 1-2 верных ответа | Учащиеся выбирают из предложенных вариантов правильные ответы на поставленные вопросы. Ученики обмениваются тестами, проверяют их (учитель дает ключи к заданиям), выставляют оценки. | Задание в формате ЕГЭ. УУД: познавательные, коммуникативные (взаимодействие и сотрудничество), регулятивные (работа с текстом). |