СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -ЧИК- /-ЩИК-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЧИК- /-ЩИК-»

Тема: Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик - .

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- // - щик -;

Задачи:

образовательные:

  • научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

  • формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • владение различными видами аудирования;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из текста;

  • преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

Регулятивные:

  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  • выбор темпа работы;

  • умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;

  • избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;

  • производить морфемный, морфологический, синтаксический, словообразовательный разборы.

Метапредметные:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  •  осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать, делать вывод;

Личностные:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • воспитание патриотизма.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник, презентация, приложение к учебнику, диск для прослушивания.


































Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.


Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: «Мне приятно тебя видеть!»

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.


II. Проверка домашнего задания

Организует проверку домашней работы.


Осуществляют взаимопроверку домашнего задания, задают вопросы товарищам и отвечают на них.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль знаний

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке.

Слово учителя:

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. А о чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, послушав одну сказку.

(слайд 1) «Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. (слайд 2) Дело в том, что оба любили кушать мед. (слайд 3) Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж». Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах. (слайд 4) А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только – ЧИК -, а - ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор – ЩИК - обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании суффиксов - чик - и -щик-).

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка, формулирование и решение проектной задачи


IV. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.
























Физкультминутка


1. Работа с материалом учебника.

- Откройте учебники на стр.104.

- Прочитайте текст, определите значение суффикса –ЧИК-.

Выполнить упр. 232 (устно)

Работа с учебником (стр.105)

2. Работа с таблицей.

- Прочитайте правило. Учебник стр. 105, 106

- Подберите свои примеры во второй столбик таблицы.

- Что нужно определить, чтобы избежать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик- , - щик-? (слайд 5)

- После каких согласных букв пишется суффиксы – чик-, -щик-?

- При каком условии пишется ь перед суффиксами –чик-, -щик-? Приведите примеры.

- Почему слова диванчик, балкончик, компьютерщик пишутся без мягкого знака?

3. Выполнение упр. 233 (у доски).

- Запишите словообразовательные пары, обозначая суффиксы.

- От каких частей речи можно образовать имена существительные с помощью суффикса –чик-//-щик-?

- Какое значение придают словам эти суффиксы?

2. Тематическая физкультминутка.

Предлагает упражнение для снятия напряжения.

Слайд 6, 7




Стекольщик

Раздатчик

Носильщик

Перебежчик

Фонарщик

Страховщик

Буфетчик

Паромщик

Доносчик

Советчик

Болельщик

Работают над материалом учебника, подбирают родственные слова, отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры.



















Учащиеся у доски выполняют упражнение, объясняя орфограмму и отвечая на вопросы.







Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.


1.Выполнение упр. 234 ( по вариантам)

Работа с предложениями.

Взаимопроверка.

2. Лексический диктант.

Предлагает лексический диктант:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик). 2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

11.Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик). (слайд 8).

3. Упр. 236 (устно).

4. 237 (письменно)

Выполняют упражнение.




Определяют слово по лексическому значению, записывают в тетрадь, выделяя орфограмму и комментируя её.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Напишите диктант.

Слайд 9,10,11

Выполните задание.

Взаимопроверка

Прослушивают текст, пишут диктант, производят самопроверку, сравнивают тексты.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности


Организует фронтальную беседу.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

- Где можно применить новые знания?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.


Личностный результат УУД:

способность к самооценке

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.


Проводит инструктаж домашнего задания. Предлагает право выбора. (слайд 12).


§30 , правило выучить.


1) Упр.235 (по учебнику);

2) Индивидуальное задание: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная).

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике