Конспект урока в 5 классе.
Тема: Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ.
Цель: Актуализация знаний о правилах написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
Задачи :1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ.
Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям.
Оборудование: Интерактивная доска Padlet (мультимедийная презентация, тест classtime, задания), карточки с заданиями, таблица для оценивания в группах каждого, таблица для оценивания группы (на доске). Система оценивания гпупп – смайлик для первой и правильно выполнившей задание.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
У: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами поработаем в группах. Для этого рассаживайтесь по раннее согласованному списку в 4 гуппы. Приготовьте тетради, ручки. Обратите внимание на листок оценки. В конце урока вы должны будете оценить друг друга по работе в группе. При этом нужно будет учитывать и результат каждой группы. Смайлик получает группа, которая первая и правильно выполнила задание. И так, начнем.
МОТИВАЦИЯ:
У: Скажите, а вы знаете, что такое притча?
Притча – это короткая история с определенным поучительным смыслом. Послушайте, пожалуйста, притчу об одном мудреце. (Слайд 1) Жил на свете мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Задав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мертвая или живая?» А сам думает, скажет живая, я умерщвлю ее. Скажет мертвая, я выпущу бабочку. Не глядя на руки человека, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. И мы на уроках русского языка с вами делаем выбор в пользу совершенствования своих знаний. Ведь это наш родной язык, важнейшее средство общения во всех сферах жизни и деятельности человека с детства и до глубокой старости. Это средство обучения всех наук. А также русскому языку принадлежит роль главного хранителя знаний о людях и о мире. А соответственно мы должны говорить и писать правильно. Каждый новый урок, каждое новое правило продвигает нас по миллиметру к данной цели.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
У: Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке. Посмотрите (слайд 2) на задание и найдите верные утверждения.
Молодцы, все правильно определили. Сегодня мы продолжим с вами продолжим углубляться в изучение глагола. Запишите в тетрадях число и классная работа.
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
У: А вы знаете какие-нибудь пословицы? Посмотрите, какие я подготовила для вас. Но там не хватает слов. Попробуйте дописать их, вставляя нужные слова. Посовещайтесь в группах. (Слайд 3-4).
Друзья познаются в беде
Трус и тени своей боится!
За все браться – ничего не сделать!
Волков бояться – в лес не ходить! (Проверка, выставление смайлов группе.)
У: Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
(Познаются –3лицо, наст.вр., мн.ч.; Боится – ед.ч, наст, вр, 3 лицо; Браться – инфинитив; Бояться – инфинитив. Инфинитив(НФГ)- неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число., только называет действие.)
У: Давайте вспомним правило (Слайд 5).
У: Написание зависит от формы слова. Форму определяем по вопросу. Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ). Алгоритм: Нахожу глагол. Ставлю к нему вопрос, определяю форму. Пользуюсь правилом. Обозначаю орфограмму.(Слайд 6)
ЗАКРЕПЛНИЕ ИЗУЧЕННОГО.(Работа в группах)
У: Теперь поработаем в группах. 1 задание (слайд 7+ карточки по 2 на группу.) Поработаем еще раз с пословицами. Запишите их, объясните правильное написание. Кто первый определит – поднимаем руку, отвечаем-объясняем.
(Познаются –глагол в 3 л., вопрос что делают; Боится- 3л., валится – 3л, познается – 3л., бояться – нфг, учиться – нфг, браться – нфг.)
Оценивание работы группы.
2 Задание. (Слайд 8 +карточки в группы) Расселить в домики слова. Оценивание группы
3 задание. (Слайд 9+карточки) Записать в тетради, объяснить правильное написание, подчеркните орфограммы. Оценивание группы.
4 Задание* (Слайд 10 и карточка.). Вы видите на слайде слова. Определите к какой части речи они относятся. Да это существительные, которые заканчиваются на ЦА и глаголы на ТСЯ! Очень важно их не путать и четко различать их лексические значения. Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? Правильно, записать в контексте. Поэтому составьте словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица - спится
(Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится)
РЕФЛЕКСИЯ (подведение итогов урока)
Оцените себя в группе, кто как работал. Поставьте оценки. Для этого обращайте внимание на результаты группы в целом. (На доске результаты групповой работы над заданиями – смайлики.)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Пройдите по ссылке и решите тест.