Тема урока: Православный храм.
Тип урока: Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения темы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Моделирование(составление таблицы).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Оформлять свои мысли в устной форме;
- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
- Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- интерес к изучаемому предмету;
- стремление к соблюдению морально этических норм.
Цели урока.
1.Познакомить учащихся с понятием храм и его местом в жизни христианина, с правилами поведения в храме.
2.Сформираовать у учащихся представление об устройстве православного храма.
3.Формировать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей , соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.
4.Воспитывать понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Ход урока.
1.Вводная часть урока.
1.1. Вступительная беседа.
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о значении в христианстве почитания святых, о том, что Борис и Глеб совершили важнейший духовный подвиг.
Что же по - вашему, христианский подвиг?
Каких христианских святых вы знаете?
1.2. Проверка домашнего задания.
Рассказы и презентации учащихся о христианских святых.
2.Актуализация знаний.
2.1. На доске записаны пословицы.
Обсуждение пословиц:
«У бога милости много».
«Не стоит город без святого, селение без праведника».
Учитель. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
2.2. -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на доске. Нужно отгадать четыре слова, а ключевым словом будет название темы нашего урока.
Вопросы к кроссворду.
а) Как называют главу церкви? (Патриарх)
б) Один из братьев святых. (Борис)
в) Где укрывались от преследователей первые христиане. (Катакомбы)
г) Имя одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. в юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)
Учащиеся разгадывают кроссворд. Ключевым словом по горизонтали является слово Храм
П | | | |
А | | | С |
Т | | | Е |
Р | | | Р |
И | | К | А |
А | Б | А | Ф |
Р | О | Т | И |
Х | Р | А | М |
| И | К | |
| С | О | |
| | М | |
| | Б | |
| | Ы | |
3. Сообщение темы урока.
Учитель объявляет тему урока. «Православные храмы»
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
4. Основная часть урока.
4.1.Работа над новым материалом.
-Как вы считаете, что такое храм?
-Что такое православный храм?
Варианты ответов учащихся.
Храм - это главное место общения человека с Богом.
Храм-это дом Божий.
Учитель предлагает учащимся найти в словаре Ожегова слово Храм
Из словаря Ожегова
Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв. Богослужения.
-На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану.
(Используется слайд)
План.
а) Храм, его место в жизни христиан.
б) Первые христианские храмы на Руси.
в) Основание главного русского храм в Киеве.
г) Самый знаменитый русский храм.
д) Фреска и мозаика.
е) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
ж) Устройство православного храма.
з) правила поведения в храме.
4.2.Вступительное слово учителя о православных храмах сопровождается показом слайдов и фрагментов видеофильма (Учащиеся слушают звон колоколов).
4.3.Работа с учебником.
Чтение текста учебника (46-53) с комментарием учителя.
Обсуждение иллюстраций.
-Почему храм получил название Десятинная церковь?
Обратите внимание на ударение в слове, чтобы не ошибиться в произношении.
- Кто, по мнению ученых, запечатлен на одной из фесок Софийского собора.
- Почему Софийский собор называется собором?
Учащиеся говорят, что все жители древнего города молились в нем вместе -соборно.
-Какие слова – синонимы вы бы подобрали к словам вместе, соборно?
-Вы узнали, что фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.
- Кто знает, что такое штукатурка? (Учитель поясняет учащимся)
-Обратили ли вы внимание, что количество куполов у храмов разное. И это не случайно. Как вы думаете, с чем это связано?
(Учитель объясняет, что именно обозначает количество куполов храма.)
(Святая Троица, Бог Един, Божественная и человеческая природа Спасителя, Спаситель и четверо евангелистов, Четверо евангелистов)
-Каждый храм является неповторимым шедевром зодчества. Древнейшими из сохранившихся, являются Софийский собор в Новгороде и Киеве. Софийский собор в Новгороде имеет много общего с собором в Киеве, но гораздо проще, строже, мощнее, суровее.
Великий художник И.Э. Грабарь сказал о церкви Спаса- на – Нередине в Новгороде: «…В его зодчестве (новгородца) такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…
Могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца- сила, и красота его – красота силы».
Робота по вопросам учебника (с.53)
5.Закрепление материала. Подведение итогов урока.
- Вспомните, какие православные храмы есть в нашем городе? Как называются?
-Почему присутствие на богослужениях в храме- важная часть жизни каждого верующего? Найдите подтверждение в учебнике и прочитайте.
- Как вы понимаете смысл пословицы «С верой нигде не пропадёшь»?
-Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? Что интересного узнали?
-Послушайте памятки для посещения храма. (читают выразительно, памятки раздаются детям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
В заключении урока предлагаю вам выполнить творческую работу.
5.2 Выполнение творческой работы. (Каждому ученику учитель раздает лист, на чёрно-белом фоне которого нарисован храм, его нужно раскрасить по своему замыслу.)
Учитель объясняет задание учащимся.
- У каждого из вас есть лист с изображением храма. Раскрасьте храм по своему замыслу. Какое впечатление должен производить раскрашенный вами храм : чистота, величие, возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость, нежность или другое?
-Если замысел не удастся, попробуйте по- другому: нарисуйте на отдельном листе свой храм и раскрасьте.
6. Домашнее задание.
Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- прочитать стр.46-53 учебника
- найти одно стихотворение о храме и научиться выразительно его читать.