Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кижеватово
Бессоновского района Пензенской области
«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения»
«Православные храмы»
Нечахина Жанна Александровна –
учитель русского языка и литературы
2016
Модуль «Основы православной культуры»
Урок 14. Православные храмы.
Цель урока: формирование представления о православном храме как культурной ценности, его назначении, устройстве и видах храмов.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятием «храм – дом Божий»;
- познакомит с назначением и устройством православного храма;
- формировать представление о ценности храма как святыни для православных людей;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию страны и родного села;
- развивать мотивацию к изучению русской культуры, активизировать историко-культурный словарь и речь учащихся.
Виды деятельности: беседа, творческая работа в группах, работа с понятиями, рассказ учителя, рассказ учащихся, работа со словарем.
Основные понятия: храм, икона, благословение, иконостас, Царские врата, алтарь, церковные звоны.
Компетентности:
- коммуникативная;
- гражданско-общественная;
- творческая.
Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны интеллект-карты, словарь С.И. Ожегова.
К уроку было дано опережающее задание – группе учащихся посетить школьный музей и собрать материал о Церкви Рождества Христова в нашем селе.
План урока:
Организационный момент (5 минут)
Работа со словарем (5 минут)
Изучение нового материала (15 минут)
Работа в группах (7 минут)
Проверка опережающего задания (5 минут)
Итоги занятия. Рефлексия (7 минут)
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Я рада вас видеть на очередном нашем уроке. Сегодня у нас будет необычный урок, мы отправимся на экскурсию.
А начнем мы наш урок с просмотра видеоролика (слайд 2)

Беседа.
- Как вы думаете, где мы сегодня побываем на экскурсии? ( в храме)
- А какая наша цель будет при посещении православного храма? (для чего нужен храм, как он устроен)
- Правильно ребята, мы с вами посетим православный храм.
Сообщение темы и цели урока.
- По ходу нашей экскурсии мы будем с вами составлять понятийный словарик новых слов, связанных с темой «Православный храм».
Откроем тетради и запишем тему урока «Православный храм»

- Невозможно себе представить любой населенный пункт без храма. Где бы не селился русский народ, там сразу на возвышении возводился православный храм. Душа человека всегда находит покой в вере в Бога, поэтому люди с бедами и радостями идут в храм, где они обращаются к Богу и получают утешение и просимое.
2. Работа со словарем С.И.Ожегова.
- Перед вами лежат толковые словари. Найдите лексическое значение слова – храм.
- Сколько значений у слова?(два)
- В каких значениях может употребляться слово храм? ( в прямом и переносном)
- С каким значением слова мы будем работать на уроке? ( с прямым)
(слайд 4)

3. Изучение нового материала.
Беседа.
- Как вы думаете, почему храмы строили на возвышении? _(чтобы их было видно издалека, с любой точки села или города) (слайд 5)
- А какой материал применяли при строительстве храмов? (камень, дерево) (слайд 6)

- Чем отличается храм от других архитектурных сооружений? (есть купола, они необычны по своему виду)
Лекция учителя с элементами диалога.
- Действительно, храмы не спутаешь ни с одним архитектурным сооружением. Многие храмы в своем основании имеют вид креста или звезды. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь избавил нас от злых сил.(слайд 7) 
- Часто храмы устраивают в виде продолговатого корабля по образу Ноева ковчега, который ведет людей по морю жизни к тихой пристани в Царствие небесное. (слайд 8)

- Есть храмы, которые построены в виде круга. Такие храмы напоминают нам о вечности Церкви Христовой. (слайд 9)

- Здание храма обыкновенно завершается куполом, который символизирует собой небо.
- Что по своей форме напоминают купола храмов? (свечу, луковку, шлем богатыря) (слайд 10)

- Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которая ведет церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Заканчивается купол вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.
- Как вы думаете, почему на храмах разное количество куполов? (два – два естества, три – три Лица Святой Троицы)
- Правильно, ребята, а еще бывает пять глав – Иисус Христос и четыре евангелиста; семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов; девять – девять ликов Ангельских).
- Рядом с храмом или над входом строится колокольня (слайд 11) , на которой висят колокола. Её еще называют звонницей. Колокола своим звоном созывают верующих на молитву. Звон в один колокол называется «благовест».
- Определите лексическое значение слово по его составу. («благая», «весть», сообщение о служении)
Давайте послушаем фрагмент благовеста звона Севера (прослушивание аудиофайла)
- Звон по поводу праздника – «трезвон» (прослушивание аудиофайла).
- А если происходило печальное событие, звучал «перезвон» (прослушивание аудиофайла)

Виртуальная экскурсия в храм.
- А теперь давайте войдем в храм.
- Как вы думаете, в какой одежде следует посещать храм?(девочки должны быть в головном уборе, а мальчике без него)
- А как необходимо вести себя в храме? (тихо, спокойно)
- Давайте с вами прочитаем «Памятку», которая находится у вас на партах. (слайд 12)

- Перед храмом находится площадка, которая называется папертью. В связи с традицией православный храм четко делится на три части.
(слайд 13)

- Притвор – раньше в нем находились те, кто готовился к крещению, кающиеся. Сегодня здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии, об упокоении. (слайд 14)

- Затем мы проходим в сам храм - это его самая большая часть для прихожан, которые собираются на богослужение. В центре – аналой с иконой. (слайд 15)
- Давайте откроем учебник на странице 49 и прочитаем, что такое икона. Здесь мы можем ставит свечи. (слайд 16)
- А перед нами целая стена из икон – иконостас. (слайд 17)

- Обратите внимание, что в центре иконостаса двери – это Царские врата. Прочитаем определение на странице 50 учебника. (слайд 18)

- За иконостасом находится алтарь. (слайд 19) Прочитаем определение на странице 51 учебника. Во время чтения вы встретили слово «благословение». Определите его лексическое значение. (благое слово)

-Самое важное место в алтаре – престол- священный четырехугольный стол. Считается, что на престоле незримо присутствует сам Христос. Престола могут касаться только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.
Проверка усвоенного материала.
- Итак, мы с вами посетили храм, познакомились с его устройством, послушали колокольные звоны. Какие основные понятия мы записали в словарик? (дети зачитывают).
Работа в группах.
- Перед вами лежат шаблоны интеллект-карты, возьмите цветные карандаши и нарисуйте интеллект-карту нашего урока. (дети рисуют карты, затем идет обсуждение карт)
5. Проверка опережающего задания.
- Группе ребят было дано особое задание. Они должны были посетить музей и собрать материал о церкви нашего села. Давайте их послушаем. (слайд 20, 21)

1 ученик. Село Кижеватово Бессоновского района Пензенской области до 1963-го года называлось селом Селикса и входила попеременно то в состав Бессоновского, то Городищенского, а то и Пензенского района.
«Селикса, в 19 верстах от Пензы по Симбирской дороге, лежит в промежутке двух небольших покатостей и растянута на полверсты от Юга на Север. Из этого ущелья нет никаких видов… Улиц почти только одна: потому что другая, на западном возвышении, состоит из немногих домиков. Главная улица крива, и домы на ней рассеяны в приятном беспорядке: одни выдались, другие вдались, иные стоят наискось. К востоку за улицей, по глубине лощины, течёт небольшая мутная речка Селикса. Позади речки, на возвышенности, стоит церковь во имя Покрова Богородицы, деревянная, небогатая, но довольно чистая внутри и снаружи», – писал в 1834 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» М. Попов. Статья его называлась «Селиксенская мордва».
2 ученик. В архивных документах за 1825 год (ГАПО, Фонд 182, опись 1, дело1073, лист 48) находится описание Селиксенской церкви и её прихода.
"Церковь деревянная твёрдая во имя Рождества Христова без предельна построена и освящена 1750 году. Вновь перекрыта и обшита в (текст не читается). Благолепием украшена. Иконостас. Иконы не полинялы. Малою частию есть полинялы (текст не читается), сосуды серебряные и позлащены. Ковчег оловянный. Утварь и ризница очень порядочна. Книг церковных полный круг."
3 ученик. Церковь в селе существовала, как утверждал Г. Т. Дьяков, уже с 1747 года и называлась Покрова Богородицы. Деревянная церковь эта сгорела, а по данным ГАПО (Государственный архив Пензенской области) за 1888 год (Д.2374, л. 139, п. 21),
«При церкви имеется храмозданная грамота, данная Его Преосвященством Преосвященнейшим Илларионом, Епископом Астраханским и Ставропольским от 19 января 1750 года, по которой новокрещённые мордва, испросив разрешение на построение Христорождественского храма в селе Селиксе, обязались выделить на содержание притча упомянутого храма 15-ти четвертей пахотной земли в поле15-ти копен (текст не читается) покоса».
Точно ли, что первая церковь называлась церковью Покрова Богородицы, а не Христорождественской? Но в областном архиве сохранились метрические книги только по Христорождественской церкви. В самых ранних из них не обнаружилось ни одной фамилии сегодняшних жителей Кижеватова.
4 ученик. В 1965 году церковь в селе была разрушена. Место под строительство церкви выбиралось долгие годы. И в июне 2008 года было выбрано не случайно – на небе появился луч. 4 сентября 2010 года Епископ Пензенский и кузнецкий Вениамин совершил чин основания церкви во имя Рождества Христова в нашем селе. В настоящее время по инициативе жителей села, местных предпринимателей ведется возрождение церкви. Но как говорят местные жители, луч – это не единственное чудо. При заложении фундамента Христовоздвиженской церкви 11 ноября 2010 года на небе было замечено еще одно чудо: сквозь тучи появился яркий свет, который разрастаясь стал напоминать крест.
Я надеюсь, что строительство на этом на закончится, и в нашем селе наконец-то появится свой храм. (слайд 22)

6 . Итоги урока. Рефлексия.
- И подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос: почему же православные хрестьяне с любовью и заботой относятся к храму? (в храме спокойно; забывается все плохое; перед иконами можно о многом подумать, даже пересмотреть свою жизнь, свои поступки; храм лечит от душевной боли)
- Как вы понимаете выражение «храм – дом Божий»?
- Наш урок я вас попрошу завершить приемом «Закончи фразу…» (слайд 23)

Домашнее задание .(слайд 24)

Источники:
Ресурсы Интернет
[email protected]
3. http://old-rus.narod.ru/prav.html
4. http://www.rus-sobori.ru/info/