Цель: Ознакомить учащихся с неотъемлемыми правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, с правами и обязанностями, записанными в Уставе школы; привлечь внимание детей к проблемам соблюдения прав человека; повторить определение понятий «права» и «обязанности»; формировать систему правовых знаний; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; развивать у учащихся нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации; на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение прав человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию; формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Оборудование: Устав школы, иллюстрации, дидактический материал, презентация.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели мероприятия.
III. Работа по теме.
1. Слово учителя.
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Тема нашего классного часа «Права и обязанности учащихся», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чём состоит их отличие друг от друга?
2. Работа с классом.
- Давайте сначала разберём понятия «право» и «обязанность».
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
- Что такое, например, право на жизнь? (Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.)
Неукоснительное соблюдение норм права - это священный долг и обязанность каждого гражданина России.
Мы живём в правовом государстве, значит, права каждого из нас охраняются законом. Все наши права и обязанности изложены в правовых документах: Конституция, акты, Федеральные законы, кодексы, уставы.
Каждый человек, имея права, должен иметь и обязанности, т. к. государство даёт свободу человеку, а он должен взамен тоже что-то предлагать.
- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, её сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
- Ребята! В чём отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.)
3. Слово учителя.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
4. Обсуждение «У кого больше прав, у детей или взрослых?»
У ребёнка до его совершеннолетия могут быть такие права: право на жизнь, на личную свободу, на жилище, право вступать в различные организации, право на бесплатное обучение, на высказывание личного мнения в рамках дозволенного.
Затем права человека расширяются, например, с 16 лет ребёнок может работать при согласии родителей, в 18 лет он имеет избирательное право, т.е. полноправно участвует в выборах, референдумах, может вступать в брак, иметь личную собственность и открывать личное дело.
Но с расширением прав, у человека расширяются и обязанности (уплата налогов, воинская обязанность, уход за родителями и детьми).
3. «Чтобы твои права не нарушались».
Для того, чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
5. Твои личные права (отличающиеся от юридических).
- У каждого человека есть свои личные права, когда он может рассчитывать только на себя.
Какими же могут быть эти права?
- просить о помощи или эмоциональной поддержке;
- протестовать против несправедливого обращения или критики;
- на собственное мнение или убеждение;
- совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь;
- не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
- побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
- на свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;
- менять свои решения;
- добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.
Вы не обязаны:
- следовать за толпой;
- любить людей, приносящих вам вред;
- делать приятное неприятным людям;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мириться с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
- выполнять неразумные требования;
- отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.
6. Работа с Уставом школы (часть 4. Права и обязанности учащихся).
7. Составление таблицы.
- Найдите связь вашей повседневной жизни с правами человека.
| Что я делал (а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | Право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | Право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с друзьями | Право на свободу мирных собраний |
10 | Отвечал на уроке. Защищал своё мнение. | Право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
8. Просмотр презентации «Твои права и обязанности».
9. Разбор ситуаций.
Ситуация 1. На урок ученица пришла в джинсах с металлическими шипами, яркой красной кофте с глубоким вырезом, чрезмерно наложенным макияжем. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав.
Ситуация 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учёт в КДН.
Ситуация 3. Между одноклассниками Артуром и Костей произошёл спор, после которого мальчики подрались. В результате у Кости был сломан нос, а Артур получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. Катя завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Катю.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Ситуация 5. Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причём Коля всё время с ней соглашается.
Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Коле?
Правильный ответ:
Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Коля сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.
Ситуация 6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Правильный ответ:
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.
Ситуация 7. Группа подростков пришла в городской парк. Погуляли, поели, мусор разбросали, поломали скамейки и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к общественному имуществу.
9. Групповая работа «Права ученика в школе».
Разделившись на группы по 4-5 человек, обсудить и оформить на листах А4 «Права ученика в школе».
Затем каждая группа представляет свои проекты, зачитывает их и идёт обсуждение по предложенным правам.
IV. Подведение итогов.
- А теперь, давайте подведём итоги нашего соревнования.
Таким образом, каждый ребёнок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребёнка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете всё по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
МОУ «АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Правовой лекторий
Твои права и обязанности (по Уставу школы)


Классный руководитель:
Григоренко О. Н.