СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник Белых Журавлей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие приурочено к праздику Белых журавлей, который проводится ежегодно в России.

Просмотр содержимого документа
«Праздник Белых Журавлей»

Праздник «Белых журавлей».

Цели и задачи:

познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова; сформировать у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.



Материалы и оборудование:

мультемидийный проектор, презентация «Белые журавли», белые шары, модели бумажных журавликов. Сстенд Расула Гамзатова, детские рисунки.



Звучит песня «Журавли»,затем становится тише.

Ведущая: Мне кажется порою, что Гамзатов,

Ту песню написав про журавлей, -

Не песню сочинил, а гимн когда-то! -

Гимн памяти всех павших на земле...

Ведущий: Этими строчками мы начинаем рассказ об удивительном празднике «Белых Журавлей»,который в России отмечают 22 октября.,На Кавказе существует поверье, будто павшие на полях сражения воины превращаются в журавлей. Народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее и была написана эта песня и именно он предложил 22 октября отмечать праздник Белых Журавлей. Его отмечали сначала в родном селении поэта, сюда собирались представители многочисленных дагестанских народов и народов других республик, чтобы вспомнить погибших воинов. В последние годы праздник приобрёл всероссийский масштаб и стал примером миролюбия и бережного отношения к истории.

Ведущая:Праздник Белых Журавлей – это день поэзии и литературы, который должен объединить и скрепить дружественные отношения между многонациональным населением России. Этот день посвящен культурному единству всех наций, проживающих на территории Российской Федерации.

Второе предназначение этого дня - это память о павших на полях сражений воинах, положивших свою жизнь за спокойствие и развитие своей страны во всех войнах, но главное, в этот день мы вспоминаем погибших в Хатыни и Хиросиме, в Грозном и Каспийске, в Нью-Йорке и Москве, в Багдаде и Беслане.

Чтец

Сегодня праздник Белых Журавлей.
Не потому, что к югу косяками.
А в честь бойцов, которые с полей
Не возвратились целыми полками.

Все полегли, уйдя в расцвете сил.
А многие - безусыми юнцами.
Но для себя о том бы попросил -
Хочу сравняться с ними, как с отцами.

Я думаю, солдат, что пал в бою,
Как Белый Ангел машет нам крылами.
И стих о Журавлях ему дарю.
Ведь это птица-символ. Память с нами.

Ведущая :Курлыканье журавлиного клина неповторимо и всегда приковывает к себе внимание людей. Журавли пробуждают в душах наших чуткость, искренность, вынуждают нас поднять взгляд свой к небесам и задуматься о чем-то важном неуловимом, вечном. Журавли не имеют национальности. Не случайно в разных уголках мира стоят памятники белым журавлям. Один из которых стоит в Японии.

Стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию.Заканчивалась Вторая мировая война. Ничто не предвещало беды. Но…

Ведущий:6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима, а 9 августа 1945 года - вторая на японский город Нагасаки.Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия.До бомбардировки город Хиросима был очень уютным, благоустроенным городомПосле взрыва из 255000 жителей Хиросимы пострадало 176987 человек .  100 тысяч человек умерло сразу. Ядерный взрыв превратил их в пепел.Город был стерт с лица Земли. Пострадало очень много людей, в том числе и детей.

Ведущая:Сейчас мы расскажем об истории одной девочки, которую звали Садако.

История девочки Садако

Чтец Жила-была девочка в одном японском городе, и звали ее СадакоСасаки. Ей было тогда всего 2 года. Росла она счастливой и жизнерадостной, ей все так нравилось в жизни! Но случилось большое горе: началась война. Многие люди пошли воевать, и папа Садако тоже. Хотя дети, в том числе и Садако, продолжали учиться в школах и садиках. Даже не совсем замечалось, что где-то далеко ведутся боевые действия. Но в одно утро 6 августа 1945 года вдруг над городом пролетела большая железная птица – это был самолет-бомбардировщик. С него на город сбросили ядерную бомбу. Случился огромнейший взрыв от падения этой бомбы. Все вокруг буквально за считанные секунды разрушилось: дома сравнялись с землей, деревья повырывало с корнями, стены некоторых высоток остались торчать на том месте, где буквально вчера бурлила жизнь.

Десятки тысяч людей умерли в тот день от взрыва и под завалами домов. А те, кто выжили, остались ждать медицинской помощи.

Садако на момент взрыва находилась дома. Ей было всего два с половиной года. Ничто не предвещало несчастья, но взрыв случился буквально в паре километров от дома Садако. Девочку взрывной волной вынесло на улицу из окна второго этажа, родители были уверены, что она погибла, но, несмотря на падение с высоты, Садако осталась жить.

Через несколько недель оставшиеся в живых жители города начали умирать от страшной, непонятной болезни. Силы внезапно покидали их, они слабели и душа покидала их тело… Мама маленькой Садако обнимала родную дочь, гладила по голове и долго, молча, смотрела за тем, как она играет. Она ни разу не выдала ребенку своей тревоги…

ЧтецШли годы, город понемногу восстанавливался. Садако вместе со всеми старалась хоть чем-то помочь окружающим ее взрослым. Казалось жизнь вернулась в норму, но девять лет спустя осенью 1954 года Сасаки впервые почувствовала недомогание.

Участвуя в школьной эстафете, после бега девочка почувствовала сильную усталость и головокружение. Она пыталась забыть о произошедшем, но приступы головокружения повторялись. у нее обнаружили лейкемию.. Тогда впервые и прозвучал термин “Болезнь атомной бомбы”. Садако очень долго не говорили, о том, что она смертельно больна. Садако положили в больницу, но врачи ничем не могли ей помочь.

Чтобы как-то отвлечь девочку, врач рассказал ей о древней японской легенде. В которой говорится о том, что, если тяжело больной человек сделает 1000 бумажных журавлей, то исполнится любое его желание. Слабеющими пальцами Садако сгибала бумажные листки, надеясь, что всемогущий Будда вернет ей здоровье и позволит вернуться к сверстникам. Она трудилась каждую свободную минутку, делала журавликов из любой бумаги, даже из лекарственных рецептов. История про девочку была написана в газетах в разных странах.

Люди со всего мира, узнав о Садако, складывали журавликов и присылали их в Японию. 25 октября 1955 года Садако умерла. 644-й журавль выпал из рук девочки, и она уснула навсегда.

Ведущая: Маленькая мужественная девочка СадакоСасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны. Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект. В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано:

«Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».



Песня «Японский журавлик» в исполнении девочек.

Ведущая: В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы.История о маленькой девочке задела Гамзатова за живое. Он очень переживал эту историю. Память о войне тревожила сердце. Он вспоминал о погибших на Великой Отечественной братьях, а тут еще советский дипломат принес ему телеграмму, сообщавшую о смерти матери… Он сразу же вылетел в Дагестан, и прямо в самолете написал свое знаменитое стихотворение «Журавли», которое начиналось строчками:

                                                Мне кажется порою, что джигиты,

                                                С кровавых не пришедшие полей,

                                                В могилах братских не были зарыты,

                                               А превратились в белых журавлей…

Ведущий: Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир».

Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку .

С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую. Из первоначального текста оставили 16 из 24 строк, что только усилило ее эмоциональность.

Ведущая:Песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых автор сравнивал с клином летящих журавлей. И в сегодняшнее неспокойное времена песня, как никогда, значима для всего человечества.

Мелодия этой песни обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.
Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, - целая галерея памятников, где образ журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.

Чтец

Журавли
На бесконечных расстояньях, 
недостижимых от земли,
в каком-то сказочном сиянье
летят над миром журавли.

И рассекают синий воздух, 
и гасят крыльями закат, 
и обжигаются о звезды, 
и всё летят, летят, летят.

Ведущая: Второе предназначение этого дня - это память о павших на полях сражений воинах, положивших свою жизнь за спокойствие и развитие своей страны во всех войнах.


Женщины войны. Дети войны.

"А зори здесь тихие..."

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны.. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление.

Ведущий:-Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.



Далее урок ведут старшеклассницы, одетые в военную форму.

Тихо звучит музыка песни --Перед боем тихие теплые вечера



Соня Гурвич:А сапоги мои топали, потому, что я никогда их не носила и получила в каптерке на два размера больше. Но наша семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже папа не знал, за какие уши их надо тянуть… 
На дверях нашего маленького домика висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям.
У нас была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. 
Еще в университете я носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги… Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги — на два номера больше. 
Я и в зенитчицы попала случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет. 

Галя Четвертак:Да, я из детдома, и фамилию мне дали там же, потому что в четверть меньше всех ростом была. В десять лет я стала знаменитой: устроила скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Конечно, нападение бородатого дядьки - все это выдумка. А потом слава прошла, но потом по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. А не врать я просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности. Война застала меня на третьем курсе, и в первый же понедельник наша группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а меня не хотели брать воевать, потому что не подходила под армейские стандарты ни ростом , ни возрастом. Но, главное, не сдаваться! Я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики.

Лиза Бричкина:Я только раз видела рукопашный. Один раз наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. 22 июня было воскресенье, а уже в понедельник, весь наш класс в полном составе явился в военкомат. Чтобы нас взяли на фронт добровольцами. И весь класс записали, кроме меня. Я не подошла под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. А я не сдавалась, я целую неделю штурмовала этот военкомат, пока запутавшийся от бессонницы полковник не направил меня в летную школу, а оттуда, через 6 месяцев, я попала на фронт. Но мир требовал не моего героического порыва, а неукоснительного исполнения воинского устава. И после моего первого боя, комсомольским решением нашего взвода, меня решили судить. За трусость. А ведь это не трусость. Трусость во втором бою проявляется, а в первом – это была растерянность. От неопытности. Правда? А через неделю мы лежали в засаде. Мимо шел немецкий патруль из двух человек, держа автоматы наизготовку. Один прошел совсем рядом, молча переваливаясь всем телом с пятки на носок. В одной руке он сжимал нож, а в другой автомат. Прошел мимо – не заметил. А я лежала и почувствовала запах, тяжелый запах чужого тела. И я не выдержала! Я бросилась наперерез, и ничего не видя и не слыша вокруг себя от ужаса, я кричала: «Мама! Мамочка!»

Рита Осянина:Я была первая из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да при том пограничника. И более счастливой девушки просто не могло быть! А через год началась война. В тот день я была одной из немногих, кто не испугался, не ударился в панику. Я – Рита Осянина, всегда была спокойная и рассудительная. Меня хотели отправить в тыл, а я рвалась в бой. Наконец взяли, санитаркой. А через месяц направили в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб… на второй день войны… Я узнала об этом только в июле, когда с пограничной заставы чудом пробился сержант-пограничник. Начальство ценило меня и уважило личную просьбу направить по окончанию учебы на тот участок, где была застава, где погиб муж в жестоком бою. Казалось, я могла считать себя довольной, я добилась того, чего хотела. Вот только ненавидеть я научилась тихо и беспощадно…

Женя Комелькова:

Как тяжело любимых потерять,
Увидеть, как пронзают пули их тела.
Как страшно видеть смерть и промолчать
И знать, что ничего вернуть назад нельзя.
Увидеть, как сестренку добивают,
Но не увидеть жалости в глазах убийц,
Как тяжело в войну бывает,
Уж я то знаю. Я - боец!
Шутила и смеялась всю дорогу,
Ни страха, ни усталости в глазах.
И одному лишь было видно Богу,
Как всё болит внутри, там, глубоко впотьмах...
Так что к этим сволочам немецким у меня свой личный счет имеется! Маму, сестренку, братишку... всех из пулемета уложили. И я совсем одна осталась.... И сказала я себе тогда: патроны кончатся - прикладом добью, мертвой буду - зубами загрызу....

 Ведущая: Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.



Ведущий:После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила.

С сентября 1941-го по январь 1944-го, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Ведущая:В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»



Из дневника Тани Савичевой

Таня Савичева: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были такие крысы огромные , как кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-нибудь щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за верёвку – носила верёвку с собой – и тащишь по снегу.

Сначала мы все пускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём. И мы съедали эту маленькую корочку и радовались, что фрицам не доcтанется этот наш кусочек.

Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались поднятья, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайники, вёдра, а потом их обдавало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.

Таня записывает в дневник:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».



Ведущая.Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи

Это им, героям о которых мы сегодня говорили и им подобным, мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны.

Ведущий:Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.