СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Преодоление оптической дисграфии у школьников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены упражнения, помогающие преодолеть оптическую дисграфию у школьников.

Просмотр содержимого документа
««Преодоление оптической дисграфии у школьников»»

 Преодоление о п т и чес кой дисграфии  у школьников

Преодоление о п т и чес кой дисграфии у школьников

Оптическая дисграфия Литеральная - проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.  Вербальная - воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Оптическая дисграфия

Литеральная - проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.

Вербальная - воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

 Оптическая дисграфия  обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций:  зрительного гнозиса зрительного мнезиса зрительного анализа и синтеза пространственых представлений

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью

зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса
  • зрительного мнезиса
  • зрительного анализа и синтеза
  • пространственых представлений
Ошибки Заменяют буквы, состоящие из разного количества одинаковых элементов:  и - ш, ц - щ, п - т, л –м  Заменяют похожие, но по разному расположенные в пространстве элементы букв, что приводит к замене этих букв:  в- д, б- д, ш – т Не дописывают элементы букв ( и  вместо  у ). Зеркальное изображение букв  Е  вместо  З  и т.д.

Ошибки

  • Заменяют буквы, состоящие из разного количества одинаковых элементов: и - ш, ц - щ, п - т, л –м

  • Заменяют похожие, но по разному расположенные в пространстве элементы букв, что приводит к замене этих букв: в- д, б- д, ш – т
  • Не дописывают элементы букв ( и вместо у ).
  • Зеркальное изображение букв Е вместо З и т.д.
Профилактика  оптической дисграфии Меры по предупреждения патологии плода и новорожденного. Меры по снижению заболеваемости детей. Ранняя диагностика и своевременное лечение церебральной патологии. Развитие предпосылок к овладению письменной речью. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи.

Профилактика оптической дисграфии

  • Меры по предупреждения патологии плода и новорожденного.
  • Меры по снижению заболеваемости детей.
  • Ранняя диагностика и своевременное лечение церебральной патологии.
  • Развитие предпосылок к овладению письменной речью.
  • Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи.
Развитие зрительного гнозиса

Развитие зрительного гнозиса

Называние предметов

Называние предметов

Узнавание стилизованного изображения предметов

Узнавание стилизованного изображения предметов

Размер

Размер

Сортировка предметов по цвету

Сортировка предметов по цвету

Форма

Форма

Узнавание предмета по контуру

Узнавание предмета по контуру

Узнавание предмета по тени

Узнавание предмета по тени

Зрительный анализ и синтез

Зрительный анализ и синтез

Найди фигуру в ряду сходных

Найди фигуру в ряду сходных

Конструирование фигуры по образцу и после кратковременной демонстрации

Конструирование фигуры по образцу и после кратковременной демонстрации

Воспроизведение зеркального изображения фигуры (картинки)

Воспроизведение зеркального изображения фигуры (картинки)

Узнавание недорисованных предметов

Узнавание недорисованных предметов

Матрицы Равена

Матрицы Равена

Выкладывание узоров из кубиков Косса

Выкладывание узоров из кубиков Косса

Найди пару

Найди пару

Развитие зрительной памяти

Развитие зрительной памяти

Чего не стало? На столе раскладывают 3 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.  Что появилось? На столе раскладывают 3 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем добавляют еще один предмет. Дети называют, что появилось.

Чего не стало?

  • На столе раскладывают 3 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.

Что появилось?

  • На столе раскладывают 3 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем добавляют еще один предмет. Дети называют, что появилось.
Запомни и найди Дети запоминают 4 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок. Дети запоминают фигуры, предметы (3-5), а затем выбирают их среди других. Что изменилось? Логопед раскладывает 4- 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, восстановить первоначальное расположение.

Запомни и найди

  • Дети запоминают 4 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.
  • Дети запоминают фигуры, предметы (3-5), а затем выбирают их среди других.

Что изменилось?

Логопед раскладывает 4- 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, восстановить первоначальное расположение.

Что изменилось? Логопед раскладывает 4- 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, восстановить первоначальное расположение.

Что изменилось?

  • Логопед раскладывает 4- 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, восстановить первоначальное расположение.
Развитие ориентировки ребёнка в окружающем пространстве

Развитие ориентировки ребёнка в окружающем пространстве

Виды заданий Обратить внимание ребёнка на то, какой рукой он ест, рисует. Назвать эту руку. Просить детей показывать правую или левую руку. Попросить детей показать что – либо правой или левой рукой. Различать другие правые и левые части тела. Усложнение задания: проба Хеда.

Виды заданий

  • Обратить внимание ребёнка на то, какой рукой он ест, рисует. Назвать эту руку.
  • Просить детей показывать правую или левую руку.
  • Попросить детей показать что – либо правой или левой рукой.
  • Различать другие правые и левые части тела.
  • Усложнение задания: проба Хеда.
Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами Взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки. Взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки. Ответить на вопрос: Где находится книга? Справа или слева от тетради?  Положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; Рассказать, о их расположении относительно друг друга.

Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами

  • Взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки. Взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки. Ответить на вопрос: Где находится книга? Справа или слева от тетради?

  • Положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; Рассказать, о их расположении относительно друг друга.
Определение пространственного расположения фигур и букв Нарисовать фигуры слева и справа от вертикальной линии. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата положить треугольник. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения изображений и букв.

Определение пространственного расположения фигур и букв

  • Нарисовать фигуры слева и справа от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата положить треугольник.
  • Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок.
  • Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения изображений и букв.
Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева. Положи предмет справа, слева от себя. Определение пространственного расположения предметов

Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку

  • Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева.
  • Положи предмет справа, слева от себя.

Определение пространственного расположения предметов

Изучение схемы  собственного тела

Изучение схемы собственного тела

Развитие временных представлений

Развитие временных представлений

Ориентация на листе бумаги

Ориентация на листе бумаги

Воспроизведение направления линий на рисунке По образцу, по речевой инструкции: вертикальных горизонтальных длинных, коротких по диагонали

Воспроизведение направления линий на рисунке

По образцу, по речевой инструкции:

  • вертикальных
  • горизонтальных
  • длинных, коротких
  • по диагонали
Рисование фигур по точкам

Рисование фигур по точкам

Графический диктант

Графический диктант

Создание рисунков из геометрических фигур

Создание рисунков из геометрических фигур

Продолжение ряда

Продолжение ряда

Конструирование

Конструирование