Преодоление ошибок чтения с использованием информационных технологий на логопедических занятиях у обучающихся начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
е-почта:[email protected]
Данную образовательную практику я реализовывала на базе: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н. Я. Тотмина, расположенной по адресу:663663, Красноярский край, Ирбейский р-он,
с. Усть–Яруль, ул. Пионерская –1/1,телефон/факс:8(39174)35-2-50 Данную практику курировала преподаватель:
Контактные данные куратора:
1.Территория: Красноярский край, Ирбейский район, с. Усть–Яруль
Полное наименование образовательной организации (согласно Устава): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть – Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н. Я. Тотмина.
Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава): МБОУ Усть-Ярульская СОШ
Почтовый адрес (для позиционирования на карте):
почтовый индекс: 663663
населенный пункт: с. Усть-Яруль
улица (без указания ул., просп., пер. и т. п.): Пионерская
- № дома: 1/1
Ф. И. О. твоего куратора и должность: -
- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой): -
Ф.И.О. авторов/реализаторов практики: Мельникова Ольга Васильевна, учитель - логопед.
Сегодня остро стоит вопрос социализации детей. Наиболее актуальным является поиск путей для учащихся начальных коррекционных классов с нарушением интеллекта. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью ограничивают возможности данной категории в понимании речи окружающих, что затрудняет навык овладения чтением. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с легкой умственной отсталостью это формирование и развитие лексики объема словаря, семантики и синтагматических характеристик.
По данным авторов в процессе обучения школьников начальных коррекционных классов чтению у них могут формироваться типичные ошибки, которые можно преодолеть с помощью компьютерных технологий.
Педагогическая наука располагает не большим количеством исследований в области применения информационных технологий на логопедических занятиях в обучении школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью. Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения (ИКТ) в Российское специальное образование.
В этих условиях становится принципиально важным осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в систему преподавания адаптированной общеобразовательной программы (АООП) на логопедических занятиях у школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Проблема, связанная с применением информационных технологий в обучении, не является новой, однако их использование в преодолении ошибок чтения у школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью представляет достаточную редкость.
Ключевые слова образовательной практики: Начальные коррекционные классы с легкой умственной отсталостью, информационные технологии, ИКТ.
Практика реализовывалась на базе начального коррекционного образования в течение 1 года: 2023-2024 учебный год.
В реализации принимали участие обучающиеся 1 - 4 коррекционных классов, в количестве 7 человек.
Масштаб измерений – уровень образовательной организации.
Цель: Преодолеть ошибки чтения используя информационные технологии на логопедических занятиях у обучающихся начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
Провести диагностику по определению ошибок чтения у школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью на начало учебного года.
Изучить компьютерные программы и методы их реализации на коррекционных логопедических занятиях в начальных коррекционных классах с обучающимися с легкой умственной отсталостью.
Применять информационные технологии в работе по преодолению ошибок чтения у школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Провести итоговую диагностику по определению ошибок чтения у школьников начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью по окончанию учебного года.
Разработать методические рекомендации по применению компьютерных технологий на коррекционных логопедических занятиях для преодоления ошибок чтения у обучающихся начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Основной идеей практики является – продвижение и активное применение информационных технологий на логопедических занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения, так как это помогает исправить ошибки при чтении.
При реализации коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у учащихся младших коррекционных классов с легкой умственной отсталостью применялись компьютерные программы «Учимся читать» и «Баба Яга учится читать». Программы выстроены на основе методик обучения по АООП учащихся коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью и с нарушением чтения.
Весь период коррекционной работы был разделен на 68 занятий. Занятия с использованием информационных технологий с учениками проводились 2 раза в
неделю: 1 раз в неделю, по подгруппам (2-3 человека) длительностью – 30 минут и 1 раз в неделю индивидуально по 15-20 минут. Занятие по компьютерным заданиям продолжалось в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм 10-15 мин., представляло собой набор из немногих компьютерных игр – отрывков данного задания. В оставшееся время работа проводилась традиционным способом с помощью пособий, карточек и другой наглядности.
Данные занятия изначально исключают негативную отметку для того, чтобы организовать ситуацию успешности при работе с программой и позитивного настроя учеников на преодоление возникающих входе выполнения упражнений затруднений.
Сознательно выстроенные и собранные задания побуждают, обучающегося вступить в разговор с героем компьютерной программы, что оказывает содействие, формированию коммуникативных навыков и применению речевых и языковых средств на практике, спровоцированных программой ситуаций общения. Перед тем, как начать работать по предложенным программам просила учащихся пояснить условия задания, как они их уяснили. Далее предоставляла время для выполнения. Свой ответ ученики должны были аргументировать, только после этого проверяли верность своего решения на компьютере. В ситуации ошибочного ответа ребятам не позволялось перебирать предложенные версии ответа. Первоначальная задача учителя–логопеда состояла в обеспечении интенсивного совершенствования чтения учащихся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью. Обучающиеся должны были овладеть едиными приемами чтения, т.е. научится читать словами, содействующим объединению технической стороны чтения и понимать прочитанное как единый процесс, усвоить темп чтения и к завершению обучения уметь сознательно и выразительно читать с приблизительным темпом в соответствии с требованиями (АООП) для обучающихся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью. Игровые упражнения сменялись речевыми зарядками. Зарядка для язычка вырабатывала отчетливое произношение, точную артикуляцию, внимание, выразительный и целостный темп чтения, память, обогащала речь. Для зарядок был материал, в виде скороговорок и четверостиший.
Использование компьютерных заданий не заменяло привычных коррекционных методов и технологий работы, а являлось дополнительным, рациональными удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.
Были предложены игры на формирование технической стороны чтения и на смысловую сторону чтения:
Примеры игр.
«Муравей». Цель: развитие навыка анализа и синтеза. Игра на соизмерение звуков и букв. Надо было определить, на какую букву начинается название предмета на изображении и помочь муравью вылезти из лабиринта. На каждом разветвлении две буквы и картинка, нужно повернуть в сторону правильной буквы, на которую начинается название предмета на изображении. Если ученик ошибался, свечка гасла (всего пять свечей). Если гасла последняя свечка, муравей оставался в темноте, и надо было начинать все сначала. Если наводили курсор на предмет, мышка-помощница произносила его название.
«Белка». Цель: формирование навыка чтения слов и смышлености. Надо прийти на помощь Белке и открыть ей дверцу. Для этого нужно прочитать слова и сравнить его с названием предмета на картинке. Далее поправить одну букву в слове, чтобы оно совпадало с картинкой. Затем перетащить верную букву из списка внизу на место неверной. При не правильном ответе один бельчонок соскакивает с ветки. После четырех ошибок белка спешит искать бельчат, и игру приходится начинать сначала. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произнесет его название.
Применяя компьютерные технологии, я подтвердила, что у обучающихся начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью использование информационных технологий в коррекционной работе по преодолению ошибок навыка чтения по АООП даёт положительный результат.
Для этого я проводила две диагностики в начале (Приложение 1.) и в конце года (Приложение 3.)
Для выявления особенностей становления навыка чтения вслух и «про себя» у обучающихся начальных коррекционных классов с легкой умственной отсталостью по рекомендации авторов Ольги Борисовны Иншаковой и Татьяны Васильевны Ахутиной, позволяющие изучить технические показатели и смысловую сторону чтения. (Приложение 2.).
Процентное соотношение результатов констатирующего и контрольного результатов каждого можно увидеть в (таблице 1.) индивидуальная динамика формирование навыка чтения.
Таблица 1.
Имя | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Динамика, баллов | Динамика, % |
Яна Е. | 19 | 19 | 0 | 0 |
Карина К. | 14 | 21 | 7 | 50 |
Костя С. | 5 | 14 | 9 | 180 |
Рома Т. | 11 | 19 | 8 | 72 |
Саша З. | 30 | 30 | 0 | 0 |
Уля Т. | 13 | 19 | 6 | 46 |
Вика М. | 17 | 20 | 3 | 17 |
Анализ практики показал, что у обучающихся младших коррекционных классов с легкой умственной отсталостью по-прежнему затруднено понимание смысла прочитанного, не в полном объеме сформировался навык шепотного чтения. Скорость чтения вслух значительно отстает от скорости чтения про себя. Это связано с произносительными навыками, качество которых снижают скорость произношения и чтения. Но при этом у всех обучающихся улучшились навыки чтения по сравнению с началом применения данной методики.
У всех участников практики улучшились навыки чтения по сравнению с констатирующим этапом. Динамика каждого участника представлена на
рисунке 1.
Таким образом, мы видим, что занятия с применением игровых информационных технологий значительно улучшили показатели навыка чтения у младших школьников коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленными задачами пришла к заключению:
обосновала и описала преимущества компьютера, как инструмента применяемого в ходе формирования навыка чтения у обучающихся младших коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
показала, что с помощью этого инструмента становится возможным мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности на уроках.
доказала, что с помощью нового инструмента «достраиваются» те условия обучения, которые необходимы для эффективного решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы за счет традиционных средств обучения.
разработала методические рекомендации к использованию преимуществ информационных технологий на занятиях и уроках по формированию и коррекции навыков чтения (Приложение 4.).
В заключение хотелось бы сказать, что современный учитель - логопед просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня логопед, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, интерактивных столов и тренажеров.
Информатизация образования предполагает, что каждый логопед, в том числе ив школе для обучения детей коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью, должен испытывать необходимость в применении компьютерных технологий в своей работе.
Приложение 1.
Протокол выявления особенностей становления навыка чтения вслух и
«про себя» у обучающихся младших коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Наименование обследуемого навыка | Ф. И. обучающегося, количество баллов |
Яна Е,1 кл. | Саша З., 2 кл. | Карина К. 2кл. | Вика М. 3кл. | Костя С. 3 кл. | Рома Т. 4кл. | Уля Т. 4 кл. |
Чтение «про себя» |
Автомат изирован ное чтение | Скорость чтения | 9слов 5баллов | 14слов 5баллов | 10слов 3балла | 20слов 3балла | 6слов 0баллов | 15слов 0баллов | 12слов 0баллов |
Пониман ие смысла прочита нного | Ответила на 3 вопроса 3 балла | Ответил на 5 вопросо в 5 баллов | Ответи лана 2 вопрос а 3 балла | Ответи лана 2 вопрос а 3 балла | Не ответил на вопросы 0 баллов | Не ответил на вопросы 0 баллов | Ответила на 1 вопрос 0баллов |
Молчаливое чтение | Читает только с использов анием артикуляц ии 0 баллов | Читает без использ ования артикул яции 5 баллов | Читает, смеши вая способ ы 3балла | Читает, смеши вая способ ы 3балла | Читает только с использо ванием артикуля ции 0 баллов | Читает, смешив ая способы 3 балла | Читает, смешивая способы 3балла |
Чтение с беззвучной артикуляцией | 5баллов | 5баллов | 5 балло в | 5 балло в | 5баллов | 5баллов | 5баллов |
Шепотное чтение | Читает, понижая интонаци ювконце фразы 0баллов | Читает шепото м 5баллов | Читает, пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов | Читает, пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов | Читает, повышая интонац ию в конце фразы и резко понижая ее в начале. | Читает, понижая интонац ию в конце фразы 0баллов | Читает шепотом 5баллов |
| | | | | 0баллов | | |
Чтение вслух |
Скорость чтения | 4слова 3балла | 3слова 0баллов | 9слово 0 баллов | 11слов 0 баллов | 5слов 0баллов | 21слова 0 баллов | 25слов 0баллов |
Понимание смысла прочитанного | 2вопроса 3балла | 5 вопросо в 5баллов | 1 вопрос 0 баллов | 2 вопрос а 3балла | 1вопрос 0баллов | 4 вопрос а 3балла | 0 вопросо в 0баллов |
Всего, баллов | 19 | 30 | 14 | 17 | 5 | 11 | 13 |
Уровень | средний | достаточн ый | средний | средний | недостато чный | средний | средний |
Приложение 2.
Анализ результатов работы по изучению особенностей чтения вслух и
«про себя» у обучающихся младших коррекционных классов с легкой умственной отсталостью.
Скорость чтения – 2 ребенка (28,6%) прочитали норму слов и получили 5 баллов, 2 ребенка (28,6%) получили 3 балла, 3 ребенка (42,9%) – прочитали со значительным отставанием от нормы и получили 0 баллов.
Понимание смысла, прочитанного – 1 ребенок (14,3%) ответил на все 5 вопросов и получил 5 баллов, 3 ребенка (42,9%) получили по 3 балла, трое детей (42,9 %) – 0 баллов.
Далее нами анализировались результаты обследования молчаливого чтения. Результаты показали, что 1 ребенок (14,3%) читает без использования артикуляции, 4 ребенка (57,2%) читают, смешивая способы, 2 ребенка (28,6 %) читают только с использованием артикуляции.
Анализируя результаты обследования шепотного чтения, мы выявили, что только 2 ученика (28,6%) читают шепотом, без придыханий и понижения или повышенияголоса;5человек(71,5%), читают, понижая или повышая тон голоса.
Обследование навыка чтения вслух, а именно скорость чтения показало, что все дети не читают возрастную норму слов. При этом 1 ребенок (14,3%) читает на 10 слов меньше нормы, 6 детей (85,7%), читают гораздо ниже возрастной нормы. Обследование понимания смысла, прочитанного при чтении вслух, показало, что 5 баллов получил 1 ребенок (14,3%), 3 балла – 3
ученика (42,8%), 0 баллов так же получили 3 ученика (42,8%).
Таким образом, после проведенного обследования и анализа результатов дети распределились на 3 уровням следующим образом: достаточный – 14%, средний - 72%, недостаточный – 14%
Приложение 3.
Протокол обследования динамики освоения навыка чтения.
Наименование обследуемого навыка | Ф. И. обучающегося, количество баллов |
Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Яна Е. | Карина К. | Костя С. | Рома Т. | Саша З. | Уля Т. | Вика М. |
Чтение «про себя» |
Автоматизи рованное чтение | Скорос ть чтения | 9слов 5 баллов | 15слов 5 баллов | 13слов 0 баллов | 23 слова 0 баллов | 18слов 5 баллов | 19слов 0 баллов | 26 слов 5 баллов |
Поним ание смысла прочит анного | Ответи ла на 3 вопроса 3 балла | Ответи ла на все вопрос ы 5 баллов | Ответи л на 2 вопрос а 3балла | Ответил на 2 вопроса 3 балла | Ответил на 5 вопросо в 5 баллов | Ответи лана2 вопрос а 3балла | Ответи лана4 вопрос а 5 баллов |
Молчаливое чтение | Читает с использ ование м артикул яции 0баллов | Читает смеши вая способ ы 3 балла | Читает смеши вая способ ы 3 балла | Читает без использ ования артикул яции 5баллов | Читает без использ ования артикул яции 5баллов | Читает без исполь зовани я артику ляции 5баллов | Читает смеши вая способ ы 3 балла |
Чтение беззвучной артикуляцией | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов |
Шепотное чтение | Читает понижа яинтона цию в конце фразы 0 баллов | Читает пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов | Читает пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов | Читает понижа я интонац ию в конце фразы 0 баллов | Читает шепото м 5 баллов | Читает пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов | Читает пониж ая интона цию в конце фразы 0 баллов |
Чтение вслух |
Скорость чтения | 6слов 3балла | 13слов 0 баллов | 25слов 5 баллов | 24слов 3 балла | 7слов 0 баллов | 33 слова3 балла | 21слово 0баллов |
Понимание смысла прочитанного | 3 вопроса 3 балла | 3 вопрос а 3 балла | 2 вопрос а 3 балла | 4 вопро са 3 балло в | 5 вопрос ов 5 баллов | 2 вопрос а 3 балла | 3 вопросо в 3 балла |
Всего, баллов | 19 | 21 | 14 | 19 | 30 | 19 | 20 |
Уровень | средний | средни й | средни й | средн ий | достат очный | средни й | средний |
Приложение 4.
Методические рекомендации по применению ИКТ для преодоления ошибок чтения у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Прежде чем приступить к работе, учитель должен для себя выяснить:
Какие темы стоит поддерживать с помощью достижений ИКТ? Практика показала, что целесообразно брать сложные темы, которые требуют большого количества наглядности, использования аудио и видео поддержки.
Какие программные средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий? Имеются в стандартном наборе следующие виды программного обеспечения необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий
MicrosoftWord – текстовый редактор
MicrosoftExcel – электронные таблицы
MicrosoftPowerPoint – мультимедийный редактор
InternetExplorer – браузер для работы в Интернете
Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью. Умение пользоваться ПК, ориентация в работе с презентацией, умение управлять мышью.
Какие типы уроков целесообразно делать компьютерными? Практика показала, что это могут быть уроки объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного.
Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок. Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нём, хаотичность, потерю времени и концентрацию внимания у учащихся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью, а для этого надо помнить психологические требования к уроку.
При работе с ПК важно соблюдать правила техники безопасности.
Тщательно проветрить кабинет и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С.
Включить компьютеры и проверить стабильность и четкость изображения на мониторах.
Приработающемкомпьютерерасстояниеотглаздоэкранадолжнобыть0,6
- 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр монитора или на 2/3 его высоты.
Изображение на мониторах должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на мониторах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.
Длительность работы за ПК должна быть (Таблица 5)
Таблица 5.
1 – 4 класс | 5 – 7 класс | 8 – 9 класс |
15 мин. | 20 мин. | 25 мин. |
Этапы организации урока и работы с использованием ИКТ.
Этап организационный. На данном этапе проводится подготовка компьютерной техники (введение логина и пароля, инсталляция программ, загрузки сайтов) и программного обеспечения к работе. Поэтому целесообразно до начала урока проверить те программы, которыми предстоит пользоваться, открыть все необходимые приложения. Важно так же умение и знание учащихся, как пользоваться программным продуктом.
Этап усвоения новых знаний. Тематические и предметные Интернет- ресурсы могу выступить, как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия красочные, видео в виде игры и анимационные материалы–все это может показать новую тему учащимся начальных коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом учителю могут помочь дети. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, таблиц, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т. д. На мониторе могут также появляться понятия, словарь, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
Презентация используется:
при нахождение семантике с предметом;
для анонсирования новой темы.
Главное в презентации – наглядность (для слушателя).
Этап контроля и самопроверки знаний. Ребусы, ответы на вопросы. Данная работа выполняется учащимися либо индивидуально, либо используется подгрупповая форма работы. Рекомендуется проводить эту работу дифференцированно.
Надо обязательно помнить, что использование компьютерных технологий учителем в качестве средств обучения не влечет за собой принципиального изменения в соотношении форм словесной речи, используемых в системе обучения глухих детей. Следовательно, на уроках применяются устная, письменная и дактильная формы словесной речи и их комбинации, необходимые в обучении глухих учащихся коррекционных классов с лёгкой умственной отсталостью данного возраста.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения, позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается неповторимый шедевр – современный урок. Учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. А компьютер – это лишь еще один педагогический инструмент.