СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Девиантное поведение младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Девиантное поведение младших школьников"»

Девиантное поведение  младших школьников Подготовила учитель начальных классов Палаева О. А.

Девиантное поведение младших школьников

Подготовила

учитель начальных классов

Палаева О. А.

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями

Девиантное поведение

- система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями

Основные факторы,  влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников. 1. Биологические факторы 2. Психологические факторы 3.Социально – педагогические факторы 4.Социально - экономические факторы 5. Морально – этические факторы 6. Неблагополучие семьи

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.

1. Биологические факторы

2. Психологические факторы

3.Социально – педагогические факторы

4.Социально - экономические факторы

5. Морально – этические факторы

6. Неблагополучие семьи

Непослушание - наиболее распространенная в младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила. Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам и конфликтам.

Непослушание

- наиболее распространенная в младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила. Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам и конфликтам.

Шалость  - краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.

Шалость

- краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.

Озорство - также характерно для младших школьников и является эпизодом в поведении учащегося. Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Озорство

- также характерно для младших школьников и является эпизодом в поведении учащегося. Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок -более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся, у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.

Проступок

-более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся, у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.

Своеволие формируется как результат развивающейся самостоятельности и воли в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться, но при этом ребенок не умеет выбрать правильные действия. Учащийся начинает грубо разговаривать, проявлять дерзость, неуважительно относиться к взрослым. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Таким образом, своеволие приводит к девиантному.

Своеволие

формируется как результат развивающейся самостоятельности и воли в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться, но при этом ребенок не умеет выбрать правильные действия. Учащийся начинает грубо разговаривать, проявлять дерзость, неуважительно относиться к взрослым. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Таким образом, своеволие приводит к девиантному.

Детский негативизм -проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей и других людей

Детский негативизм

-проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей и других людей

Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения

Капризы

- особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения

Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста Наблюдает за поведением во время уроков,  поведением во внеурочное время,  во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр.

Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста

  • Наблюдает за поведением во время уроков, 
  • поведением во внеурочное время,
  • во время посещения столовой,
  • поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий,
  • поведением во время перемены, во время игр.
Характеристика уровней  сформированности девиантного поведения Поведение         во время        уроков *ходит во время уроков, встаёт с места; *не выполняет учебные задания во время уроков; *отвлекается, поворачивается, разговаривает; *недисциплинирован; *раздражителен; *пассивен в деятельности; *прогуливает уроки без уважительной причины; * резкая смена настроения. *иногда проявляет недисциплинированность; *частично учебные задания во время уроков; *не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; *иногда проявляет раздражительность; *иногда или редко пропускает занятия без  уважительной причины; *редко отмечается резкая смена настроения; *иногда не контролирует себя *дисциплинирован; * активно участвует в процессе урока; *доброжелателен; *чётко выполняет инструкции; *всегда присутствует на занятиях; *усидчив; *является лидером; * умеет себя контролировать

Характеристика уровней сформированности девиантного поведения

Поведение

во время

уроков

*ходит во время уроков, встаёт с места;

*не выполняет учебные задания во время уроков;

*отвлекается, поворачивается, разговаривает;

*недисциплинирован;

*раздражителен;

*пассивен в деятельности;

*прогуливает уроки без уважительной причины;

* резкая смена настроения.

*иногда проявляет

недисциплинированность;

*частично учебные задания во время уроков;

*не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно;

*иногда проявляет раздражительность;

*иногда или редко пропускает занятия без  уважительной причины;

*редко отмечается резкая смена настроения;

*иногда не контролирует себя

*дисциплинирован;

* активно участвует в

процессе урока;

*доброжелателен;

*чётко выполняет инструкции;

*всегда присутствует на занятиях;

*усидчив;

*является лидером;

* умеет себя контролировать

Характеристика уровней  сформированности девиантного поведения   Поведение во         внеурочное          время *агрессивен; *нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; * провоцирует конфликты; *вспыльчив; *является неформальным отрицательным лидером; *не выполняет общественные поручения * редко вспыльчив; *может иногда нарушать нормы поведения; * иногда является неформальным отрицательным лидером; * редко принимает участие в жизни класса *общается со всеми одноклассниками; *соблюдает нормы поведения *независим от других; *может организовать группы по   интересам; * является лидером; *умеет критически мыслить. *неконфликтен; *участвует в общественной жизни   класса; *охотно выполняет общественные поручения

Характеристика уровней сформированности девиантного поведения

 

Поведение во

внеурочное

время

*агрессивен;

*нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;

* провоцирует конфликты;

*вспыльчив;

*является неформальным отрицательным лидером;

*не выполняет общественные поручения

* редко вспыльчив;

*может иногда нарушать нормы поведения;

* иногда является неформальным

отрицательным лидером;

* редко принимает участие в жизни класса

*общается со всеми одноклассниками;

*соблюдает нормы поведения

*независим от других;

*может организовать группы по

  интересам;

* является лидером;

*умеет критически мыслить.

*неконфликтен;

*участвует в общественной жизни

  класса;

*охотно выполняет общественные

поручения

Высокий уровень

Поведение во время

  перемены, во время игр.

*поддаётся влиянию;

* является асоциальным лидером;

* без причины может накинуться,

ударить сверстника;

*придумывает или участвует в

агрессивных играх

Средний уровень

Поведение во время

  посещения театров, выставок, экскурсий

* иногда привлекает к себе внимание

  асоциальным поведением;

* может быть асоциальным лидером;

* редко придумывает или участвует в

агрессивных играх 

* неустойчивость поведения;

*грубит;

*неадекватно реагирует на замечания учителя;

*проявляет негативные реакции в отношении увиденного;

* громко смеётся, разговаривает, кричит

* проявляет протестные реакции;

Низкий уровень

Поведение во время посещения

столовой

соблюдает правила игр;

* может организовать группы по

  интересам;

* является лидером;

*агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой;

*проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);

*стремится привлечь к себе внимание;

*пассивен;

в некоторых моментах проявляет

  неустойчивость в поведении;

*может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника;

*иногда проявляет протестные реакции;

*не часто проявляет негативные реакции в  отношении увиденного;

*иногда агрессивно ведёт себя по

  отношению к одноклассникам, взрослым  

*не часто, но нарушает правила поведения в столовой;

*иногда привлекает к себе внимание  асоциальным поведением;

*может проявлять раздражительность;

* активно участвует в процессе знакомства с новым;

*интересуется увиденным;

*соблюдает правила посещения общественных мест;

* умеет логическимыслить,

принимать адекватные решения.

*самодисциплинорован.

*аккуратен;

*сдержан;

* соблюдает правила поведения в  столовой;

 Профилактическую работу с детьми необходимо вести с целью формирования у школьников знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.  Взаимодействие педагогов с психолого- логопедической службой МОУ, с родителями с целью предотвращения отклонений в поведении.
  • Профилактическую работу с детьми необходимо вести с целью формирования у школьников знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.
  • Взаимодействие педагогов с психолого- логопедической службой МОУ, с родителями с целью предотвращения отклонений в поведении.
«Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий» И.П. Подласый :

«Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими.

Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях.

Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий»

И.П. Подласый :