СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса Марья Моревна"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 5 класса»

Русские народные сказки. «Марья Моревна»

Русские народные сказки. «Марья Моревна»

Знаете ли вы сказки? А какие сказки вы помните? Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера).  - Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

Знаете ли вы сказки?

А какие сказки вы помните?

Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера). - Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

Какие признаки народных сказок вам кажутся самыми важными и характерными? (Организация исследовательской работы: выявление зачина, присказки, приема троекратного повторения, концовки; дать детям понятие слов «бахарь», «баять». Ведение записей в тетрадях) Выявить представление детей о волшебных предметах, волшебствах, превращениях, героях, героях сказок, событиях.

Какие признаки народных сказок вам кажутся самыми важными и характерными?

(Организация исследовательской работы: выявление зачина, присказки, приема троекратного повторения, концовки; дать детям понятие слов «бахарь», «баять».

Ведение записей в тетрадях)

  • Выявить представление детей о волшебных предметах, волшебствах, превращениях, героях, героях сказок, событиях.
Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.).  - Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок).  - Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки).  - О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).

Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.). - Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок). - Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки). - О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).

Исследовательская работа над текстом. Ученики называют волшебные предметы, явления, встречающиеся в сказках. Находят превращения. Находят и читают примеры троекторного повторения (текст). Пересказывают близко к тексту эпизоды: (Все:)

Исследовательская работа над текстом.

Ученики называют волшебные предметы, явления, встречающиеся в сказках.

Находят превращения.

Находят и читают примеры троекторного повторения (текст).

Пересказывают близко к тексту эпизоды:

(Все:)

Какую ошибку совершил Иван – Царевич? (Работа в парах:) Как ожил Иван – Царевич? Как служил Иван –Царевич у Бабы-Яги? Кто помогает ему и почему? Определяют и озаглавливают эпизоды, составляют план. Определяют постоянные эпитеты .

Какую ошибку совершил Иван – Царевич?

(Работа в парах:)

Как ожил Иван – Царевич?

Как служил Иван –Царевич у Бабы-Яги? Кто помогает ему и почему?

Определяют и озаглавливают эпизоды, составляют план.

Определяют постоянные эпитеты .

Чему учит сказка «Марья Моревна»? (Связь с былинами) Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к сказке? (Устное рисование )

Чему учит сказка «Марья Моревна»?

(Связь с былинами)

Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к сказке? (Устное рисование )

  Как в сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения?  (У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).

  Как в сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения?

(У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).

- Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься). - Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»). - Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).

- Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься).

- Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»).

- Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).

Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот). - Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан). - Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство). - Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).

Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот).

- Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан).

- Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство).

- Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).

Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет). - Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его). - Кого называют шурином? (Брата жены). - Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку). - Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку). - Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку). - Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять...» до «...и то поспеем!»).

Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).

- Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его).

- Кого называют шурином? (Брата жены).

- Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку).

- Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку).

- Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку).

- Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять...» до «...и то поспеем!»).

Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять...» до конца абзаца). - Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»). - Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело). - Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море...» до «Пойдем теперь к нам в гости»).

Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять...» до конца абзаца).

- Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»).

- Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело).

- Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море...» до «Пойдем теперь к нам в гости»).

  Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем). - Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать). - Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).   Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь). - Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича...» до «...пепел его пустил по ветру»).

  Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем).

- Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать).

- Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).

  Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь).

- Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича...» до «...пепел его пустил по ветру»).

Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «...и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»). - Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения . (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать»  значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).

Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «...и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»).

- Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения . (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать»  значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).

  Подведение итогов Мы работали над сказкой «Марья Моревна», повторили ранее изученный материал; отвечали на вопросы, проверили, насколько вы  внимательно прочитали произведение. Что для себя вы взяли с этого урока ?

  Подведение итогов

Мы работали над сказкой «Марья Моревна», повторили ранее изученный материал; отвечали на вопросы, проверили, насколько вы  внимательно прочитали произведение.

Что для себя вы взяли с этого урока ?

Домашнее задание   Придумать сказку.

Домашнее задание

  Придумать сказку.