«Влияние социальных сетей на психическое развитие несовершеннолетних» или
«digital экология»
Интернет – зависимость
-
навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет- зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но не психическим расстройством по медицинским критериям.
Проявления интернет - зависимости:
- Необходимость в беспрерывном онлайн общении - это могут быть всевозможные социальные сети, коммуникаторы, форумы, чаты и так далее. Главной группой риска в этом виде зависимости являются люди, испытывающие проблемы или дефицит реального общения. Отсутствие коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, заменяющий им круг реальных друзей;
- Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг) - проявляется в непреодолимой нужде в постоянном потоке новой информации и заставляет человека постоянно путешествовать по сети;
- Игровая зависимость - в этом случае человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр. Многие игроки даже тратят реальные деньги, чтобы развить своих персонажей или купить дополнительные уровни ради мнимого превосходства над другими;
- Интернет-зависимость, связанная с азартными играми - во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги. Здесь в качестве главной опасности выступают интернет-казино, которые действуют по аналогии с настоящими;
- Киберсексуальное влечение - тяга к просмотру порнофильмов в сети;
- Хакерство ;
- Интернет - шопоголизм - непроизвольная тяга к покупкам вещей на
интернет-аукционах и в онлайн-магазинах;
- Интернет «Плюшкин» - бесконечное скачивание с торрент трекеров видео- и аудио- материалов в целях создания собственной базы и т.д.
ИНТЕРНЕТ–ЗАВИСИМОСТЬ
Признаки :
- сидишь за компьютером больше 1 часа в день;
- не хочешь отрываться от компьютера;
- включаешь компьютер раньше, чем умоешься;
- лучше поиграешь, чем поешь;
- плохо спишь и не высыпаешься;
- удобней общаться в сети, чем в жизни;
- ругаешься с родителями, когда нужно выключить
компьютер и помочь по дому, сделать уроки;
- готов солгать, чтобы посидеть за компьютером подольше;
- навязчивые потребности просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать;
- жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети;
- все общение с друзьями происходит в основном через
социальную сеть;
- острое желание регулярно обновлять информацию на своей странице;
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн;
- увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
- готов тратить деньги на бонусы в играх .
Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!
8
ИНТЕРНЕТ–ЗАВИСИМОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
в России до 80% школьников
В России полностью здоровы только
14-23% школьников
в возрасте 12—13 лет
страдают компьютерной
зави с и м о с ть ю .
Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки
Каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно- сосудистой системы.
75 % ш к о л ь н и к о в на х од ят ся в условиях гиподинамии
Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!
9
Симптомы, характерные для интернет- зависимости .
Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при
нахождении не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;
- проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Влияние на психическое
развитие
- Снижение концентрации внимания.
- Ухудшение памяти.
- Мыслительные и психические расстройства.
- Обострение физических заболеваний.
- Потерянное и невосполнимое для жизни время.
Как избежать
интернет-зависимости?
- У вас должна быть обоснованная цель для пребывания в интернете.
- Планируйте, какие сайты посетить, что там
сделать и посмотреть, сколько времени на это
выделить.
- Старайтесь уменьшать количество времени, которое Вы проводите в интернете, чтобы в конечном итоге свести его к минимуму.
- Установите временной интервал для работы и
отдыха в интернете.
- Ограничьте смартфон графиком проверки сообщения, например, один раз в полчаса.
- Выключайте телефон на ночь.
- И самое главное, каждый раз, заходя в интернет с любого устройства, старайтесь отдать себе отчет: чему Вы хотите посвятить это время.
Экспресс - тест
- Чувствуйте ли Вы себя зависимым от интернета?
- Желаете ли Вы увеличить время проведения в сети?
- Были ли у Вас безуспешные попытки ограничить
или прекратить пользование интернетом?
- Чувствуйте ли Вы себя усталым, угнетенным или раздражительным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом?
- Находитесь ли Вы онлайн больше чем предполагали?
- Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам, или другим людям чтобы скрыть время пребывания в сети?
- Используйте ли Вы интернет для того чтобы уйти от проблем или от дурного настроения?
Результат:
- Вы интернет зависимы если на любые пять вопросов ответили «Да»
Цени свое время
А на интернет постарайся тратить не более 30 минут в день!
Допол н ительная информация для
родителей и педагогов
Причины возникновения
интернет - зависимости :
- Нарушение процессов обмена информацией.
- Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром.
- Невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
- Нарушение социальной адаптации.
Причины возникновения
интернет - зависимости :
- Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
- Недостаток внимания со стороны родителей.
- Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Склонность подростков к быстрому
«впитыванию» всего нового, интересного.
Основные причины
компьютерной зависимости :
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
- Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
- Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Кто больше зависим от игровой
(сетевой и компьютерной) завивисмости?
- Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
- Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
- Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
- На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше .
Стадии интернет- зависимости:
- Стадия заинтересованности (ребенок «присматривается» к игре, ищет хорошее и плохое «входит» в игровой вкус).
- Стадия увлеченности (начинает тянуть в игру/сеть, хочется быть в сети постоянно).
- Стадия зависимости (две формы проявления: социализированная и индивидуализированная) – не может спать и ни думать ни о чем другом, кроме как о С.С.
- Стадия привязанности (Ребенок переселяется полностью в интернет мир. Он чувствует себя там комфортнее, чем в реальности).
Последствия:
- Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения
- Ухудшается зрение, состояние здоровья.
- Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.
- Компьютерно-зависимый ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни
Рекомендации для родителей
- 1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
- 2. Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
- 3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа Skype, WhatsApp, Viber, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
- 4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
- 5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы
между неправильными и правильными поступками;
- 6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
- 7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
- 8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в
Интернет– правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- 9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает. Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?
Возраст от 7 до 8 лет
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
- • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
- компьютером;
- • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- • Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля;
- • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
- • Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search
(http : //search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM);
- • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
- • Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;
- • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
- • Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
- • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
- • Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих
определенные слова или фразы.
- • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
- • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
- • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
- • Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
- • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Дети с 9 до 12 лет
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
- • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
- • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;44
- • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
- • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет;
- • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;
- • Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними;
- • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;
- • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
- • Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
- • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
- • Расскажите детям о порнографии в Интернет;
- • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
- • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз
Подростки с 13 до 17 лет
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
- Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах);
- • Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате. Часы работы в Интернет могут
быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля Kaspersky Internet Security 7.0
- • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
- • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
- • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет.
- • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
- • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- • Расскажите детям о порнографии в Интернет.
- • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного
адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
- • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что по закону дети не могут играть в эти игры. Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения.
Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного
использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь «Всероссийская Линия помощи
«Дети онлайн» по телефону:
8 800 25 000 15
(звонок по России бесплатный).
«Единая социально-психологическая
служба»
Телефон доверия
8-800-101-12-12
8-800-101-12-00
Детский телефон доверия
8-800-2000-122
Бесплатно. Анонимно. Круглосуточно.
Если Вам или Вашим близким необходима помощь, Вы можете обратиться за квалифицированной помощью к специалистам поликлинического отделения
БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»
Мы находимся по адресу:
г.Нижневартовск, ул. Спортивная, д.19
Номера телефонов: 8(3466)46-80-63, 8(3466)29-00-53
За информацией и помощью Вы можете
обратиться :
БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая
больница», г. Ханты-Мансийск ул. Гагарина – 106
8(3467) 393-260 регистратура
8(3467) 393-259 кабинет нарколога
8(3467) 393-343 подростковый кабинет
8(3467) 393-313 детский психиатр Кабинет медико-социально- психологической помощи
8(3467) 393-256
Информационный интернет ресурс
www.hmkpnb.ru