Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов.
Функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя – развить ребёнка.
- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;
- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;
- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС
Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы
Функциональная грамотность – результат целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности
Уроки функциональной грамотности
Обучение педагогов
Повышение квалификации по программе «Функциональная грамотность»
2020-2021 учебный год – 6 человек
2021-2022 учебный год – 8 человек
Методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности
Работа в группах, парах
Ролевые, деловые игры
Проектная деятельность
Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:
1.Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
2.Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
3.Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
• обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
• предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
• правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
• используются продуктивные формы групповой работы;
• обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
• Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний
• В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
• Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
• Ситуация требует осознанного выбора модели поведения • Вопросы изложены простым, ясным языком
• Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
• Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Рекомендации по формированию функциональной грамотности
Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
Обучение должно носить деятельностный характер.
Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Использовать продуктивные формы групповой работы;обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии(проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения,разноуровневогообучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся .
Спасибо за внимание!
10